> Обнимется ли кощунник с хоругвеносцем в День народного единства? - Аргументы Недели

//Блог Мильды Соколовой0

Обнимется ли кощунник с хоругвеносцем в День народного единства?

4 ноября 2012, 11:42 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]

В воскресенье 4 ноября в России официально празднуется День народного единства, но, как показали опросы, менее 30% граждан знают, что и зачем они празднуют в этот день, ибо причиной праздника стала отмена 7 ноября.

Привычка в ноябрьские выходные получить передышку от трудов праведных осталась еще с советских времен, но праздновать свержение законного правительства, то есть годовщину Октябрьской революции, стало совсем нелепо, и постсоветское правительство решило заменить одиозный день Октябрьской революции чем-нибудь патриотическим.   

В 1612 году, 22 октября, что по новому стилю как раз приходится на 4 ноября,  доведенные до ручки Смутой и отсутствием государственной власти на местах (некоторые исторические аналогии просматриваются, увы) ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, и дошедшие без всякого сопротивления со стороны властей до Москвы поляки отступили в Кремль. Спустя три дня командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц, а князь Пожарский поклялся построить храм в память этой победы. Победа народного ополчения прекратила братание бояр со средневековой мафией в лице разнообразных Лжедмитриев-Тушинских воров и подтолкнула тогдашний российский истеблишмент к решительным действиям и восстановлению государственности - в конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Царь Алексей Михайлович объявил день Казанской божьей матери праздником, и он праздновался на протяжении 300 лет, как символ династии Романовых, вплоть до ее падения.

Событие, конечно, положительное, но весьма неоднозначное – с точки зрения отношения народа к власти – ведь людям пришлось самим взять судьбу в свои руки, что в российской истории встречалось не так уж часто. Почему этот праздник был назван праздником народного  согласия –  тем более неведомо, как раз согласия то и не было в тот период на Руси, недаром время назвали Смутным.

Праздник был установлен отдельным законопроектом Государственной думы в 2004 году, вместо праздника 7 ноября, и с тех пор празднуется на всей территории страны, но до сих пор вызывает оживленные дискуссии – мало кто видит в стране на сегодняшний день единство. Парадоксально, но единство и согласие ежегодно отмечаются в России традиционным Русским маршем, на который выходят те, кто главным своим отличительным признаком (видимо, за неимением других) считает этническую принадлежность, и остальные, нетитульные нации, робко жмутся по углам, не смея соединиться в согласии.

Увы, страна так и не смогла до сих пор объединиться с момента падения Советского союза вокруг какой-нибудь конструктивной идеи – пока единственный общий тезис, который выработали граждане, звучит устрашающе: «Бабло побеждает зло». Не так просто уходит привычка к простоте, к бесхитростным причинно-следственным связям и примитивному социальному мифу, к которым приучили граждан  долгие годы советской власти. «Простой человек» до сих пор жив – его мир весьма устойчив, поскольку устроен незамысловато. Думать, рассуждать, разрабатывать свои представления о мире куда как сложнее, чем руководствоваться простецкими истинами типа «Много будешь знать – скоро состаришься». А уж позволить другому быть другим, и при этом не пытаться набить ему морду – просто невыносимо для «простого» человека.

Нельзя сказать, что попытки объединить граждан не делаются – вот, к примеру, вытащили на свет  подгнившую формулу «православие, самодержавие, народность», но она оказалась отличным  стимулом для перформансов типа «казак набьет рожу жиду», и никакого объединительного начала, как выяснилось, в себе не несет.

Есть старый известный способ объединения людей, существующий еще со времен Французской революции и прекрасно сформулированный Жан-Жаком Руссо в форме «Общественного договора» - обыкновенный закон, Конституция. Но закон, увы, предполагает все-таки некоторое напряжение умов, как со стороны власти, так и граждан, его надо формулировать и соблюдать, брать ответственность, получать специальные знания – а «простому» человеку это трудно, увы. Гораздо приятнее осознать себя маленькой частью чего-то большого и страшного, и отправиться «Русским маршем»…



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте