> Обнимется ли кощунник с хоругвеносцем в День народного единства? - Аргументы Недели

//Блог Мильды Соколовой0

Обнимется ли кощунник с хоругвеносцем в День народного единства?

4 ноября 2012, 11:42 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]

В воскресенье 4 ноября в России официально празднуется День народного единства, но, как показали опросы, менее 30% граждан знают, что и зачем они празднуют в этот день, ибо причиной праздника стала отмена 7 ноября.

Привычка в ноябрьские выходные получить передышку от трудов праведных осталась еще с советских времен, но праздновать свержение законного правительства, то есть годовщину Октябрьской революции, стало совсем нелепо, и постсоветское правительство решило заменить одиозный день Октябрьской революции чем-нибудь патриотическим.   

В 1612 году, 22 октября, что по новому стилю как раз приходится на 4 ноября,  доведенные до ручки Смутой и отсутствием государственной власти на местах (некоторые исторические аналогии просматриваются, увы) ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, и дошедшие без всякого сопротивления со стороны властей до Москвы поляки отступили в Кремль. Спустя три дня командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц, а князь Пожарский поклялся построить храм в память этой победы. Победа народного ополчения прекратила братание бояр со средневековой мафией в лице разнообразных Лжедмитриев-Тушинских воров и подтолкнула тогдашний российский истеблишмент к решительным действиям и восстановлению государственности - в конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Царь Алексей Михайлович объявил день Казанской божьей матери праздником, и он праздновался на протяжении 300 лет, как символ династии Романовых, вплоть до ее падения.

Событие, конечно, положительное, но весьма неоднозначное – с точки зрения отношения народа к власти – ведь людям пришлось самим взять судьбу в свои руки, что в российской истории встречалось не так уж часто. Почему этот праздник был назван праздником народного  согласия –  тем более неведомо, как раз согласия то и не было в тот период на Руси, недаром время назвали Смутным.

Праздник был установлен отдельным законопроектом Государственной думы в 2004 году, вместо праздника 7 ноября, и с тех пор празднуется на всей территории страны, но до сих пор вызывает оживленные дискуссии – мало кто видит в стране на сегодняшний день единство. Парадоксально, но единство и согласие ежегодно отмечаются в России традиционным Русским маршем, на который выходят те, кто главным своим отличительным признаком (видимо, за неимением других) считает этническую принадлежность, и остальные, нетитульные нации, робко жмутся по углам, не смея соединиться в согласии.

Увы, страна так и не смогла до сих пор объединиться с момента падения Советского союза вокруг какой-нибудь конструктивной идеи – пока единственный общий тезис, который выработали граждане, звучит устрашающе: «Бабло побеждает зло». Не так просто уходит привычка к простоте, к бесхитростным причинно-следственным связям и примитивному социальному мифу, к которым приучили граждан  долгие годы советской власти. «Простой человек» до сих пор жив – его мир весьма устойчив, поскольку устроен незамысловато. Думать, рассуждать, разрабатывать свои представления о мире куда как сложнее, чем руководствоваться простецкими истинами типа «Много будешь знать – скоро состаришься». А уж позволить другому быть другим, и при этом не пытаться набить ему морду – просто невыносимо для «простого» человека.

Нельзя сказать, что попытки объединить граждан не делаются – вот, к примеру, вытащили на свет  подгнившую формулу «православие, самодержавие, народность», но она оказалась отличным  стимулом для перформансов типа «казак набьет рожу жиду», и никакого объединительного начала, как выяснилось, в себе не несет.

Есть старый известный способ объединения людей, существующий еще со времен Французской революции и прекрасно сформулированный Жан-Жаком Руссо в форме «Общественного договора» - обыкновенный закон, Конституция. Но закон, увы, предполагает все-таки некоторое напряжение умов, как со стороны власти, так и граждан, его надо формулировать и соблюдать, брать ответственность, получать специальные знания – а «простому» человеку это трудно, увы. Гораздо приятнее осознать себя маленькой частью чего-то большого и страшного, и отправиться «Русским маршем»…



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.