В ближайшее время в России появится авиакомпания, которая будет работать в низкобюджетном сегменте (лоукост) на региональных авиаперевозках. Создателем национального лоукостера выступит крупнейший российский авиаперевозчик – компания «Аэролот», об этом рассказал генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев во время встречи с Президентом Владимиром Путиным
Действительно, необходимость создания такой авиакомпании назрела давно. Напомним, что российские власти уже не первый год говорят о дефиците недорогих и качественных авиаперевозок на внутрироссийском авиарынке. Существующие сегодня небольшие региональные авиакомпании, очевидно, не справляются с объемом, кроме того, нередко, не могут предложить по-настоящему качественного обслуживания.
"Насущный вопрос и Ваше поручение - мы тоже подготовились - это создание национального лоу-костера. На самом деле, Вы правы, мешает (отсутствие - ИФ) нескольких законодательных актов, точнее поправок к Воздушному кодексу, которые мы должны реализовать для того, чтобы создать национального лоу-костера. И мы готовы это сделать. Если поправки в Воздушный кодекс будут приняты, от полугода до года максимум", - сказал Савельев.
По словам В.Савельева, речь идет о поправках в Воздушный кодекс, касающихся запрета авиакомпаниям РФ продавать невозвратные билеты. "Это есть во всем мире: в Европе, в Америке, но у нас почему-то эта поправка не действует - это неконкурентные условия. То есть пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он его не может вернуть. Это не только касается лоу-костеров, но и обыкновенных перевозчиков, только в меньшем объеме", - добавил гендиректор "Аэрофлота".
Глава "Аэрофлота" отметил, что необходимо поменять федеральные авиационные правила. "Есть несколько поправок, которые мы должны сделать. Первое - пассажир должен за багаж платить, если мы говорим о лоу-костере. Сегодня же 10 килограммов багажа пассажир везет бесплатно. Мы также должны разрешить лоу-костеру не кормить пассажира на рейсах. Пока нам это запрещают те же федеральные авиационные правила", - сказал Савельев.
Президент со своей стороны отметил, что все эти вопросы можно обсуждать, но "есть некоторые вещи, действительно, чувствительные, прежде всего касающиеся рынка труда". "К этому нужно подойти особенно внимательно и с профсоюзами этот вопрос нужно обсуждать. Но подумать на этот счет и создать такого перевозчика, мне кажется, было бы правильно, многие пассажиры пользовались бы наверняка этими рейсами. Они стали бы более приемлемыми, доступными по цене для целой группы граждан с небольшими доходами. Я думаю, что и для авиакомпании этот был бы большой плюс", - заявил В.Путин.
Эксперты уверены, что у «Аэрофлота достаточно мощностей и опыта, чтобы создать лоу-кост авиакомпанию, поправки в Воздушный кодекс необходимы. «Что касается национального лоу-костера и том, что у аэрофлота есть достаточное количество ресурсов, для того, чтобы создать еще одну компанию, специализирующуюся на именно такой бизнес-модели. – говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» - Нету, к сожалению, возможности объективно заметно снизить издержки для того, чтобы это стало ощутимым и для клиентов, чтобы снизить стоимость билетов. Во всем мире лоу-кост перевозчики предлагают определенную конструкцию, когда за минимальную базовую цену продается собственно услуга перевозки. Все сопутствующие сервисы включаются в цену дополнительно.»
В этой связи, тот факт, что созданием лоукостера займется именно «Аэрофлот» служит гарантией того, что на российском рынке появится именно качественная авиакомпания, для которой безопасность пассажиров будет являться главным приоритетом. Как считают эксперты для лоукостера вряд ли подойдет отечественны самолет Sukhoi Superjet – эксплуатация нового самолета может сказаться на увеличении издержек.
Есть у «Аэрофлота» и далеко идущие планы на рынке международных авиаперевозок. Во врем встречи, Савельев заявил, что российский национальный авиаперевозчик в ближайшее время готовится отказаться от своей монополии на международных рейсах. Это беспрецедентное решение фактически сделает российский авиарынок рынком свободной и честной конкуренции. До сих пор во всем мире на подобный шаг решилась только еще одна авиакомпания – British Airways, которая также открыла доступ к своим монопольным направлениям для других британских авиаперевозчиков.
"Мы либерализовали с вами рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у "Аэрофлота", есть монопольные направления на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример - мы готовы отказаться от монополии на 34 рейсах за рубеж. И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям", - пояснил гендиректор "Аэрофлота".
Стоит отметить, что руководство компании «Аэрофлот» уже не раз заявляло, что выступает за «открытое небо» и рынок честной конкуренции. Теперь, похоже, в «Аэрофлоте» не словом, но делом готовы доказать, что именно по этому пути должен развиваться российский рынок пассажирских авиаперевозок. Вместе с тем, очевидно, что, дабы затея увенчалась успехом и рынок действительно стал конкурентным, от своих монополий на международных направлениях придется отказаться и другим крупных игрокам. Речь, в первую очередь, идет об авиакомпаниях «Трансаэро» и S7.
«Решение "Аэрофлота" нужно не только приветствовать, но и всемерно пропагандировать, прежде всего, в транспортной отрасли, где монопольные настроения все еще велики. "Аэрофлот" пошел навстречу не столько партнерам-конкурентам, сколько всем пассажирам, так как после снижения тарифов межстрановые коммуникации станут доступнее. – считает Никита Кричевский, д.э.н, проф. председатель экспертного совета Опора России - Инициатива "Аэрофлота" особенно актуальна в условиях высоких цен на авиабилеты, растущих вследствие значительных топливных расходов авиакомпаний.»
Если остальные игроки рынка поддержать это начинание «Аэрофлота», тогда в России появится действительно прямая, открытая конкуренция на авиарынке. Как следствие, рынок авиаперевозок станет более прозрачным. Для пассажиров готовящиеся изменения будут означать возможность более широкого выбора рейсов по каждому из направлений, кроме того, на отдельных рейсах возможно снижение цен на авиабилеты.
«Компания, которая получает казалось бы грозного конкурента, в принципе в ряде случаев только лишь выигрывает. Потому что, с одной стороны, она конечно теряет возможность завышать цены монопольно, но, с другой стороны, за счет заметного увеличения числа клиентов даже при меньшей марже она выигрывает на гораздо большем масштабе. – соглашается Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» - И возможность увеличить свое присутствие на тех или иных линиях, даже с учетом появления конкурентов, может дать лучшей финансовый результат. И, естественно, это будет по достоинству и с благодарностью оценено самими пассажирами».