> Странные подробности дела Мирзаева - Аргументы Недели

//Общество

Странные подробности дела Мирзаева

11 октября 2012, 19:58 [«Аргументы Недели», Виктор Артемьев ]

В последнее время в Интернете активно обсуждается громкое уголовное дело годичной давности. 13 августа 2011 года в центре Москвы у ночного клуба «Гараж» чемпион мира по смешанным единоборствам Расул Мирзаев ударил студента Ивана Агафонова. Спустя несколько дней молодой человек скончался в больнице.


Почему мы вспоминаем об этом? На днях в нашу редакцию пришло письмо от руководителя ярославского завода "Красный Маяк" Константина Сонина. Его делом занимался тот самый человек, который ведет сейчас процесс по "делу Мирзаева" – это судья Замоскворецкого районного суда Андрей Федин. В свое время только широкая огласка в Интернете не позволила посадить в тюрьму ярославского предпринимателя.

Дело Константина Сонина, конечно, резонансным не назовешь. Собственники делят акции довольно успешного предприятия – таких судебных процессов в России было множество и наверняка будет еще немало. Но очень важно, какими методами ведется этот спор, насколько они соотносятся с нормами закона и профессиональной судейской этикой. 


«Меня обвинили в хищении акций ОАО «Ярославский завод «Красный Маяк», которые и так принадлежали мне, - пишет Константин Сонин. - Однако мой оппонент - один из акционеров «Красного Маяка» Сергей Басовец - посчитал, что может установить полный контроль над предприятием, использовав в своих целях правоохранительные органы и суд».

Константин Сонин приводит довольно веские доказательства своих слов.   Заведенное в отношении него уголовное дело, несмотря на многочисленные протесты защиты, все же поступило в августе 2010 года в Замоскворецкий суд на рассмотрение к судье Андрею Федину. Адвокаты сразу же указали ему на то, что территориальная подсудность грубо нарушена и дело должен рассматривать ярославский суд, но Федин посчитал, что это не имеет значения.

«Конституционный суд однозначно высказался, что меня незаконно лишили возможности рассмотрения моего уголовного дела в Ярославле», - говорит Константин Сонин.

Более того, в ходе самого судебного процесса постоянно и грубо нарушались  права Сонина на защиту. Единственная экономическая экспертиза в деле была официально признана незаконной, но и это судью не остановило. По предложению гособвинителя судья самостоятельно (!) исправил ошибки в экспертизе.


Но и это далеко не все. По всей видимости, судье Федину так хотелось вынести «нужный» приговор, что в финале процесса обвиняемый Сонин едва не повторил печальную судьбу Сергея Магнитского.

На следующий день после проведенной тяжелой операции Константина Сонина из  ярославской больницы увезли в столичный следственный изолятор. Врачи протестовали, говоря о самых непредсказуемых последствиях таких действий, однако на руках у сотрудников правоохранительных органов было решение судьи Федина.

«Особый цинизм такого судейского решения заключается в том, что первоначально меня отправили в Бутырку, где нет тюремного лазарета, -  подчеркивает Константин Сонин. -  Там я легко мог бы повторить печальную судьбу Сергея Магнитского. Однако в последний момент Бутырка меня «не приняла» (!), и я был направлен в тюремную больницу «Матросской тишины»...

Но особенно странно выглядит следующая ситуация - по словам Сонина, текст приговора судья получил со стороны! То есть некто передал судье в электронном виде заранее подготовленный документ, а тот не колеблясь «сделал» из него приговор от имени Российской Федерации. В приговоре оказалось - дословно! - несколько страниц из документа, которого нет в материалах уголовного дела и который судья Федин не мог видеть легально. Была проведена государственная экспертиза, которая подтвердила, что все было именно так.

Согласитесь, когда вопреки доводам защиты и собранным доказательствам судья действует в интересах одной из сторон и фактически под ее диктовку пишет приговор – это факт, требующий серьезной правовой оценки. Между тем ее так и не последовало.

Более того, сегодня судья Федин ведет резонансное дело Расула Мирзаева. Сам процесс сразу вызвал неоднозначную реакцию как со стороны родственников погибшего юноши, так и со стороны тех, кто поддерживает Мирзаева. И страсти вокруг этого дела лишь накаляются. Напомним, арестовали спортсмена только со второй попытки: первая судебная инстанция  приняла решение об освобождении его под залог в 5 млн. рублей. Однако в Мосгорсуде посчитали, что Замоскворецкий суд поверхностно подошел к рассмотрению материалов и вернули Мирзаева под стражу. 


2 января этого года обвинение было переквалифицировано на ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Поскольку она предусматривает наказание до двух лет заключения, это позволило судье (справедливости ради заметим, что это был не Федин) освободить Мирзаева под залог. Но уже после того, как залог в 100 тыс. рублей был переведен на банковский счет суда, Мосгорсуд рассмотрел кассационную жалобу прокуратуры и родственников погибшего, которую в итоге и удовлетворил.

Спортсмен остался за решеткой. А через два дня обвинение снова было переквалифицировано на более тяжкое – ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Эта статья предусматривает до 15 лет лишения свободы.


На 14 августа было запланировано оглашение окончательного вердикта по делу  Расула Мирзаева. Однако судья Андрей Федин счел необходимым до вынесения решения допросить эксперта, изучавшего причины гибели Ивана Агафонова. Была назначена новая экспертиза,  пятая по счёту. 4 октября после длительных разбирательств  Федин удовлетворил ходатайство специалиста из Минздрава, который просил привлечь к проведению очередной экспертизы его коллег из других ведомств и дал экспертам почти полтора месяца для проведения исследования. А у адвокатов уже возникли подозрения, что с помощью этих многочисленных экспертиз власти намеренно хотят засудить спортсмена. Ведь это уже не первый раз, когда суду не нравятся выводы экспертов по делу Мирзаева.

Именно поэтому мы решили не оставлять без внимания обращение Константина Сонина и те факты, которые он в нем приводит.  


«Сегодня я – абсолютно неправомерно! – приговорен к условному сроку заключения и продолжаю бороться за восстановление справедливости, привлекая внимание и к моему «заказному» делу, и к фигуре самого судьи Федина, -  пишет Константин Сонин. - В телепрограмме «Момент истины» вышло несколько сюжетов, посвященных замоскворецкому правовому беспределу. А недавно ее автор Андрей Караулов выпустил целый фильм под названием «Модный приговор судьи Федина».

Тем не менее жалобы Сонина и его адвокатов  не хотят замечать ни прокуратура, ни Следственный комитет, ни квалификационные коллегии судей, ни Мосгорсуд.

Трудно спорить с тем, что  «резонансные» уголовные дела должны рассматривать судьи с кристально чистой репутацией. Не вызывает сомнений и то, что последствия дела Мирзаева могут быть самыми серьезными - вплоть до массовых акций по образу и подобию печально знаменитой «Манежки».




Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте