Гребной слалом: как Россия недобирает медали Олимпиад
10 октября 2012, 12:53 [«Аргументы Недели», Вадим Трухачёв ]
«Гребной слалом? А что это?», - спрашивают многие, когда речь заходит о данном виде спорта. Между тем им занимаются тысячи людей и в России, и в других странах. В гребном слаломе разыгрывается четыре олимпийские медали, и сборная России в нём добивается немалых успехов. Однако победы приходят к россиянам зачастую не благодаря, а вопреки обстоятельствам. В стране до сих пор нет каналов, где можно готовиться к крупнейшим стартам. В результате мы недосчитываемся пары-тройки наград на Олимпиадах, Чемпионатах мира и Европы. А они бы нам очень пригодились в «неофициальном» командном зачёте.
Гребной слалом родился из любимых многими в разных уголках планеты сплавов по рекам. Для того, чтобы победить, необходимо быстрее всех преодолеть трассу с бурлящей водой, пройдя через специально установленные на дистанции ворота и не задев их. Гребной слалом постоянно присутствует в программе Олимпиад с 1992 года. Награды разыгрывают в мужских и женских одиночных байдарках, мужских каноэ-одиночках и каноэ-двойках. Не исключено, что в олимпийскую программу войдут и женские каноэ-одиночки.
Казалось бы: всего четыре медали… Однако сразу следует возразить: не «всего четыре», а целых четыре. Например, в художественной гимнастике, синхронном плавании, современном пятиборье, триатлоне или прыжках на батуте разыгрывается по два комплекта наград. И некоторые из перечисленных видов спорта исправно пополняют российскую медальную копилку. Так что к разряду «второстепенных» гребной слалом точно не отнесёшь.
И российский гребной слалом развивается. На недавнем юниорском первенстве Европы в Словении сборная России завоевала пять наград, две из которых – золотые. Россияне побеждали на первенствах планеты в своих возрастных группах. Успехи взрослой команды пока скромнее, но они тоже есть. Вспомним хотя бы «бронзу» каноэ-двойки в составе Михаила Кузнецова и Дмитрия Ларионова в Пекине-2008. В Лондоне российская байдарочница Марта Харитонова вошла в финал, а каноист Александр Липатов – в полуфинал.
Как видно, потенциал у команды России есть, да и весьма неплохие результаты налицо. Российские юниоры и вовсе показывают себя с самой лучшей стороны, и у них есть всё, чтобы в будущем претендовать на олимпийские награды. Но успех приходит к российским мастерам гребного слалома в основном не благодаря, а вопреки объективным обстоятельствам. Для того, чтобы достичь результата, им приходится преодолевать те препятствия, которые у их иностранных соперников отсутствуют.
«Гребной слалом – это народный вид спорта, существующий в нашей стране не одно десятилетие. Это не просто олимпийский вид спорта, это наш вид спорта, он развит в России. Однако российским спортсменам негде готовиться к мировым соревнованиям. У нас просто нет слаломных каналов. Чемпионат страны проходит в городе Окуловка Новгородской области, но это не канал. Это просто место, оборудованное примитивным образом на настоящей реке. Канала как юридического лица не существует, и бюджета у него не имеется», - сказал «Аргументам недели» президент Федерации гребного слалома России Сергей Папуш.
«Окуловка – единственное в России место, где хоть как-то можно провести Чемпионат страны. То, что нормально для любительских сплавов по рекам, совершенно не годится для профессионального спорта. И по причине отсутствия нормальных условий для тренировок в России мы вынуждены неделями находиться на сборах за границей. А это сопряжено с определёнными трудностями. Европейцы пускают нас тренироваться отнюдь не всегда. Более радушны в ЮАР, но туда добираться далеко», - поведал в разговоре с автором статьи капитан сборной России Александр Липатов.
И европейцев можно понять. К числу ведущих держав в гребном слаломе относятся Франция, Германия, Чехия, Словакия, Великобритания, Италия. Словацкие спортсмены за последние 20 лет вообще не получали золотые награды летних Олимпиад нигде, кроме гребного слалома. Так что и словакам, и другим европейцам надо готовить собственных чемпионов, а лишние конкуренты им не нужны. Они справедливо считают сборную России опасным соперником, и помогать нам по доброте душевной никто не станет. Пускают иногда потренироваться – уже хорошо. Так что выход один: строить собственные сооружения, где российские спортсмены могли бы полноценно готовиться и состязаться.
На трассе в Окуловке, о которой говорили Папуш и Липатов, нельзя проводить международные соревнования. К ней нет даже асфальтированного подъезда. Добираться туда приходится, меся грязь на просёлке, или пройдя через лес по узкой тропинке сквозь заросли крапивы и репейника. Многие участники Чемпионата России, ежегодно проводимого здесь, живут в палатках прямо перед местом старта. Все дороги в Окуловке покрыты выбоинами, о наличии достаточного количества кафе и гостиниц говорить не приходится.
Другие крупные спортивные события всероссийского масштаба в Окуловке (да и в целом в Новгородской области) проходят нечасто. Тем не менее, в дни Чемпионата России на улицах города были заметны только два маленьких плакатика о мероприятии. Никаких трибун для болельщиков нет и в помине. Получается, что город живёт своей жизнью, а мастера гребного слалома – своей. Хорошо ещё, что такие условия есть – хотя бы отдалённо приближённую к мировым стандартам трассу позволили оборудовать. В других местах и того нет. Так что руководству Новгородской области и Окуловки спасибо сказать нужно.
Перейдём к Москве, где на реке Сходня 6-7 октября прошло первенство города. Главная столичная трасса расположена недалеко от метро «Тушинская», под железнодорожным мостом. Тренеры, судьи и официальные лица ютятся в палатках. Чтобы попасть в этот центр гребного слалома, нужно в прямом смысле пройти по шпалам. Вымощенного хотя бы щебёнкой прохода вдоль всей трассы нет – к воде приходится спускаться по скользкой после дождя грязи, держась за ветки деревьев или опору моста. Спортсмены по ходу дистанции то и дело задевали веслом попадавшиеся на их пути плывущие пластиковые бутылки. И как тут к Олимпиаде подготовишься?
В настоящее время решается вопрос о строительстве гребного канала в Подмосковье. Существуют проекты и в ряде других регионов. Но пока каналов как не было, так и нет. К примеру, первенство Петербурга приходится проводить в Окуловке, находящейся в 350 километрах от северной столицы. В других регионах картина ничем не лучше. Так что если российские мастера гребного слалома чего-то добиваются – то в основном вопреки обстоятельствам, а не благодаря им. Буквально на голом энтузиазме самих спортсменов и их тренеров.
Теперь посмотрим, что творится за границей. Недавнее первенство Европы среди юниоров проходило в словенском городе Нова Горица с населением 13 тысяч (вполне сравнимо с Окуловкой). На гребном канале оборудованы трибуны, вдоль трассы можно спокойно пройти по бетонным плитам. Весь город был обклеен рекламой мероприятия. Гостиницы есть, с кафе и ресторанами вообще никаких проблем. Разве что добираться неудобно – от столицы страны Любляны нужно ехать четыре часа или по горной автомобильной дороге, или с пересадкой по железной. В этом смысле лежащая на Октябрьской железной дороге Окуловка удобнее. Во всех прочих она, увы, проигрывает.
А ведь Нова Горица – отнюдь не главный центр гребного слалома даже в Словении. В Любляне есть куда более крупный канал, вмещающий несколько тысяч зрителей. Когда в городе проходил Чемпионат мира по гребному слалому, анонсы мероприятия висели по всей стране. И то же самое происходит в Словакии, Чехии, Франции, Германии… Чехия и Словакия – страны не самые богатые, но в них есть по нескольку каналов мирового уровня, во Франции же таковых 25. Как итог - мастера гребного слалома исправно пополняют олимпийскую копилку этих команд. А Россия недосчитывается медалей. И так дело обстоит не только в гребном слаломе, но и во многих других олимпийских дисциплинах.
Достижения, проблемы и перспективы гребного слалома в России оценил в интервью «Аргументам недели» участник Олимпиады 1996 года, вице-президент Федерации гребного слалома России Антон Лазько.
За последний олимпийский цикл российский гребной слалом совершил медальный прорыв, завоевав в общей сложности 21 медаль на крупнейших мировых стартах. Это более чем двукратное превышение количества медалей, полученных за всю историю участия советских и российских спортсменов в 1968-2008 гг. В число последних входит и олимпийская «бронза» двойки Кузнецов-Ларионов – первая олимпийская награда России в гребном слаломе, ставшая для нас легендарной.
Поскольку основная часть медалей последних лет добыта на юношеских и юниорских первенствах континента и планеты, можно говорить об отличном потенциале. Чтобы этот потенциал отлился олимпийскими наградами в 2016 и 2020 гг., всем специалистам нашего вида спорта и представителям спортивных ведомств необходимо продолжать те преобразования и работу, которая началась в 2007 году с созданием Федерации гребного слалома России. Была начата новая глава в летописи нашего вида спорта. До того у гребного слалома в России не было даже собственной федерации.
Нужно продолжать укреплять институт сборной команды России, вовлекать большее количество молодых специалистов в составы команд. Нужна специальная программа подготовки и воспитания кадрового резерва во всех регионах, где есть гребной слалом. Нужно привлекать в Россию специалистов с мировым именем для перенимания опыта и традиций ведущих мировых держав с системным подходом и богатой историей нашего вида спорта - таких как Франция, Германия, Великобритания, Чехия, Словакия...
И, конечно, всех нас окрылит открытие специализированных комплексов для нашего вида спорта. Один из них в ближайшем будущем планируется построить недалеко от Сергиева Посада – в селе Богородском. Ждём!