«Руководство ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» требует отставки генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаила Василенко», - говорится в сообщении, распространенном авиакомпанией.
«Политика, проводимая Василенко в отношении Аэрофлота – базовой авиакомпании и ключевого клиента аэропорта, носит абсолютно деструктивный характер, поясняется в сообщении. События, произошедшие за последнее время, показывают, что нарушаются основные принципы сотрудничества между аэропортом и базовым перевозчиком».
«1 и 2 октября было задержано более 70 рейсов Аэрофлота из-за внепланового закрытия на ремонт участка ВПП в аэропорту Шереметьево. При этом руководство МАШ в полном объеме согласовало Аэрофлоту расписание полетов на апрель-октябрь 2012 г. 12 сентября 2012 года в результате сбоя в работе областной подстанции а/п Шереметьево был обесточен. Аэропорт не смог запустить резервный генератор, что стало причиной задержек 30 рейсов Аэрофлота», - перечисляется в сообщении. Стратегия развития группы Аэрофлот предполагает вхождение компании в Топ-5 мировых авиакомпаний, отмечает авиаперевозчик, но ее реализация в настоящее время находится под угрозой из-за проводимой Василенко дискриминационной политики в отношении Аэрофлота. «Представители Аэрофлота, являющегося одним из акционеров ОАО «МАШ», входят в состав Совета Директоров аэропорта, что позволит на ближайшем Совете директоров ОАО «МАШ» инициировать вопрос о выражении недоверия М.М.Василенко и о досрочном прекращении его полномочий», - отмечает авиакомпания.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров не исключает, что требование Аэрофлота могут удовлетворить. «Меч над головой руководства Шереметьева просвистел, причем очень близко, еще прошлой осенью, когда прошел слух о том, что в Минтрансе готовят смену топ-менеджмента, - рассказал он. – Но тогда не стали «раскачивать лодку» перед выборами. А сейчас давление может усилиться».
В пользу смены руководства аэропорта играют произошедшие подряд этой осенью ЧП. Так, сбой энергоснабжения, как говорили тогда эксперты, означает, что аэропорт халатно отнесся к поддержанию резервных мощностей в должном порядке. «На случай сбоя аэропорт должен быть оборудован резервными независимыми автономными энергосистемами генераторами. И если их мощностей не хватило – а, как уже известно, их не хватило на терминал D, — администрация аэропорта должна отвечать за это, потому что это вопрос безопасности», - отмечал тогда Гусаров. Ходили даже слухи, что генерального директора Шереметьево могут привлечь к уголовной ответственности.
И вот – новый сбой. На это раз, очевидно, что вина лежит исключительно на администрации аэропорта.
Между прочим, авиакомпании уже задумались о смене места базирования. Так, по слухам, перенести рейсы в другие аэропорты Московского авиаузла хочет Трансаэро. Однако, как отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, Аэрофлоту проделать подобное затруднительно – ведь для него Шереметьево базовый аэропорт. В который авиакомпания, кстати, вложила немало денег.
Прибавляет негатива и то, что вызванные ремонтом поломы задержки рейсов случились буквально через несколько дней после того, как Аэрофлот был назван лучшей авиакомпаний альянса SkyTeam, в который входят ведущие авиаперевозчики мира, получив по результатам опроса пассажиров компанией InSites Consulting высшие балы по качеству обслуживания пассажиров на борту и на земле. Для Аэрофлота очередное признание его заслуг – не просто предмет гордости. Это еще и рост цены его акций. Что, в свою очередь, выгодно государству, которое собирается продать свой пакет акций авиакомпании.
«Аэрофлот прилагает столько усилий, чтобы завоевать положение на европейских рынках, а тут конкуренты могут сказать: вот видите, ничего там не меняется с советских времен», - сожалеет Гусаров. А Синицкий отмечает, что Аэрофлот в данной ситуации может требовать от Шереметьева не только компенсации прямого материального ущерба, но также и компенсации репутационных потерь. «Когда новый аэропорт Берлина слишком поздно объявил о том, что его открытие откладывается, Люфтганза подала к нему иск в миллионы евро», - отмечает эксперт. По его мнению, судебные перспективы у Аэрофлота хорошие. «Получится, государство судится с государством», - напоминает Гусаров. И хотя Аэрофлот объявил, что по результатам задержек рейсов готовит второй иск к аэропорту (первый авиакомпания собирается подать в связи с энергоаварией), не исключено, что правительство предпочтет решить вопрос не судебным решением, а более простым путем – освобождением от должности гендиректора аэропорта.