Вячеслав Шутов: «Таланты на Волге- матушке не переведутся, потому что она – Русская!»
27 сентября 2012, 09:47 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Больше творчества хорошего и разного
- Среди многих творческих личностей Волгограда бытует мнение, что региональная культурная жизнь – болото. А оказывается, что она насыщена событиями. Может быть, не стоит распыляться по разным фестивалям, а сконцентрировать все свои силы на одном, но более крупном?
- Действительно, нам не привыкать «фестивалить», так сказать встречаться. На природе, в свободной и непринужденной обстановке обмениваться творческими планами, показывать уже рожденные в творческих муках проекты, обсуждать перспективы на будущее. Вместе с уже хорошо известным фестивалем «Новая Лодка» зарождающееся творческое движение под рабочим названием «Встречи на Волге» обещает новую волну подъема творений волгоградской молодежи. И дело не только в том, что уже привычные, но стихийно и не случайно возникшие творческие вечера памяти Владимира Высоцкого, организованные Владимиром Корецким на набережной 64-ой Армии в Кировском районе под патронажем уже состоявшихся мэтров, и фестиваль бардовской песни стали уже доброй традицией. Наряду с уже известными именами в среде творческой молодежи, активно сотрудничающей с творческой интеллигенцией города, набирает обороты и новое движение – арт - фестиваль с участием творческих театральных коллективов, скульпторов, художников, певцов, поэтов и писателей, что обретает новую волну в океане наших народных талантов, рожденных на крутых волжских берегах. Но, поскольку Волга, наряду с Уралом настолько велики, что образуют уникальнейшее, единственное в мире Каспийское море, которое мне приходилось не раз пересекать в молодости, то и наши волжские таланты способны занять достойное место в национальном творчестве России.
- Так это направление с национальным уклоном или всё же больше тяготеющее к рок-культуре, мировой культуре?
-А русское народное творчество является неотъемлемой частью мировой культуры. И здесь мы не говорим о гуслярах и ложечниках, хотя, конечно, и они занимают свое достойное место, мы говорим о той культуре, без которой невозможно представить культуру мировую, мы говорим о наших творцах, чьи имена вписаны в учебники по музыке и литературе всех стран мира без исключения. Но с чего же всё начиналось. Как всегда с новой русской идеи. Или даже так: не с новой идеи, а с исконно русской идеи народного творчества. Народные песни переросли в общенациональное духовное составляющее каждой семьи, легенды переросли в художественные произведения, а о поступках героев слагали поэмы, которые-то и впоследствии стали достоянием мировой литературы. И неважно, кто донес их до всеобщего сознания, перечислять великие имена истории российской на страницах газеты нет никакого смысла, это известно всему миру. Лучше акцентировать внимание на том, с чего же все начиналось, или еще начинается.
Наш ответ мировой культуре
- А с чего, по-вашему, всё начиналось?
- С доброй воли. Слава Богу, наша земля издавна всегда была богата и славится не только полезными ископаемыми и военными трофеями. Она хранит в своей истории не только политические революции и катаклизмы. Благодаря русской идее земля постоянно рождает новые таланты. И неважно, кто именно выступает в их роли, арап Пушкин, француз – здесь надо уточнить его предок Лермонт – нация точно? Лермонтов или малоросс Гоголь, наряду с Толстым и Достоевским - они несут всему миру нашу русскую культуру. Нет никакой необходимости говорить о талантах Кобзона или Магомаева, есть необходимость, чтобы родник не иссяк, окруженный басурманскими происками мыльных опер, компьютерных вирусов и бульварного чтива. Мы должны дать свой ответ мировой культуре, вернее тем, что в настоящее время ее заменяет благодаря рекламным проспектам, и коммерческим проектам, заполонившим наши СМИ, включая компьютерные сети, промывающие наши мозги и отучающие нас мыслить свободно.
- И каков ваш конкретный ответ?
- Как пели революционеры: нашу песню не задушишь, не убьешь, и поэтому мы начинаем. А начинаем с того, что свободные и смелые люди, устав от фальшивых нот в нашей эстраде стали создавать независимые от финансовых корпораций творческие объединения, они, конечно, невелики и неопытны, они, конечно, кустарны и наивны, но у них есть одно хорошее качество – они не продаются. И не только потому, что нет покупателей, акул пера, кормящихся в аквариуме финансовых пирамид, не беспокоят песни под гитару или танцы под гармошку, им не интересен Плач Ярославны, это не их формат и не их пища. Им надо обсудить проблему «Пусси райтс» или нового возможного брака Киркорова. Кстати, некоторые говорят, что на этот раз он будет с Моисеевым, но
это детали - чем ярче новость, и чем невероятнее ее содержимое, тем сильнее можно ошарашить общественность, чтобы все снова не обращали внимания на рост цен, на безработицу. И на рост благосостояния отдельных персон, зачастую госчиновников.
- Какие же темы и люди близки по духу вам, как одному из организаторов фестиваля?
- Давайте мы напишем о людях, которые устав от душной городской жизни, уехали на природу, организовали палаточные городки, сняли турбазы, обеспечили звук и свет, развлекательные программы, кинопоказ и театральные миниатюры, пригласили музыкальные творческие коллективы, певцов и композиторов, провели по нескольку дней вдали от суеты и рутины, и увенчали все это праздничным салютом в честь тех, кто просто приехал, выступил, организовал, поддержал. И, самое главное, еще не продался, не продал свои идеи, своих кумиров. Кто-то, возможно, поспорит, что за всякую работу надо платить. Но все наши фестивали были бесплатные, и Слава Богу, что есть добрые люди. А если человек может вот так, просто сделать что-то хорошее, значит, он ценен, вопрос только насколько. Но здесь мы своим духом производим оценку, и она не зависит от курса американского доллара.
Винегрет молодежных течений и неформальных тусовок
- Имена этих бессребреников можно узнать?
- Это творческая часть нашего общества, совместно с молодежными музыкальными коллективами «Например», «Второй Фронт», «Диктатура сердца», «Шумы России» театром Музыкальной комедии, актерами НЭТа, Областным киновидеоцентром, «Ростелекомом», «Союзом ветеранов Афганистана». Все они откликнулись на просьбы путешественника Сергея Синцова и вашего покорного слуги, Вячеслава Шутова, и приняли участие в организованном фестивале на государственной турбазе «Молодой Рабочий», руководство которой поддержало идею. Руководитель турбазы Николай Львович совершил благой поступок, опустив цены ниже абсолютного минимума и обеспечив совершенно бесплатно безопасность мероприятия силами боевого братства ветеранов афганских событий. Областной киновидеоцентр безвозмездно трое суток показывал кино. Публицист Шутов награждал участников памятными призами и подарками. А звукорежиссер Алексей Пилюгин - сотрудник муниципального театра музыкальной комедии и участник группы «Например» - организовал неповторимый звук, проведя две бессонные ночи, сделал все возможное и невозможное, чтобы фестиваль состоялся, заплатив за все это в буквальном смысле этого слова своей жизнью. Погиб при исполнении творческого долга. Он умер в больнице, фестиваль буквально стал для него и для нас определенной жизненной вехой.
-Да, Алексея Пилюгина, конечно, стоит помянуть добрым словом. Что произошло?
- Почувствовав недомогание на фестивале, он ни на миг не оставил свой боевой пост, довел начатое до конца, не обращая внимание на здоровье. Фестиваль был достойно закончен, к сожалению, вместе с ним закончилась и жизнь Алексея. Буквально со сцены его увезли в больницу, срочно прооперировали, а спустя несколько дней и похоронили. Вечная ему память, но это не просто слова, мы просто обязаны его помнить, и в память о нем регулярно проводить фестиваль «Встречи на Волге». Тем более что городская администрация, в лице Сергея Коновалова, тоже приняла активное участие. Коновалов вместе со своим творческим коллективом посетил в этот день три фестиваля. Его кипучая неутомимая энергия сделала свое дело – он поддержал праздник и праздник состоялся, и наше дело не пропало зря. Мы открыто и откровенно можем заявить, что наш фестиваль был успешен, и дай Бог ему ещё жизни не на один год. В память об Алексее Пилюгине, с надеждой, что его гибель не будет напрасна, что она послужит своеобразным предостережением тем, кто пытается злоупотребить своей свободной жизнью, злоупотребляя свободой, провести ее безолаберно, в каком-то сумасшедшем и непонятном драйве. Только бы найти нам ту золотую середину, что объединит все творческие коллективы, так как потенциал нашей земли как всегда необычайно высок. Остается только спросить - зачем это все? Зачем нам слушать всю эту творческую белиберду и смотреть старые кинофильмы, зачем изучать другие национальные культуры и пристраивать, примерять их на свой лад? Зачем пытаться разобраться во всем этом винегрете молодежных течений и неформальных тусовок, с примесью многонационального творчества и культур? Ответ до банальности прост – а потому, что мы родились на этой земле, а потому, что мы – русские!