Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

РУСАЛ ожидает в 2012 году рост продаж алюминия в России на 3%

, 12:00

Как меняется спрос на алюминиевую продукцию в России, какие продукты востребованы больше всего и как защитили российского производителя "крылатого металла" после вступления нашей страны в ВТО в своем интервью рассказал директор по сбыту ОК "Русал" на рынках России и стран СНГ Сергей Бельский.

 

Вопрос: Заканчивается третий квартал – какую картину вы видите в отношении потребления алюминия на рынке РФ и СНГ – растет он или падает в сравнении с прошлым годом?

Ответ: Рынок России и стран СНГ сейчас чувствует себя хорошо, но, к сожалению, мы не видим того роста, который наблюдали последние 8 лет до кризиса 2008-2009 годов. Рост не столь значительный. Мы ожидаем по итогам 2012 года увеличение продаж продукции "Русала" на внутреннем рынке на 3% по сравнению с 2011 годом, в абсолютных цифрах это около 20 тысяч тонн прироста.

По сравнению с предкризисным 2008 годом продажи снизились на 11%, но если сравнивать с 2009 годом, то это на 62% больше, чем мы поставляли в кризис. Эта статистика говорит о том, что Россия еще полностью не оправилась после кризиса 2009 года. Но, если сравнить с самим кризисом, то мы почти вдвое увеличили наши продажи на этом рынке. То есть задачи по восстановлению потребления металла, восстановлению экономики еще значительные, но большая часть пути уже пройдена в этом направлении.

Вообще это не плохо по сравнению с той ситуацией, которую мы наблюдаем на мировых рынках, где кризисные явления заметны гораздо больше, чем в России.

Вопрос: Какие факторы повлияли на рост потребления?

Ответ: Наибольший вклад в рост потребления алюминиевой продукции в России внесли российский автопром и кабельная отрасль.

Автопром доказал свою конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность и мы рассчитываем на дальнейший рост потребления алюминиевых сплавов в этом секторе отечественной экономики. Что касается роста в кабельной отрасли, то это не значит, что кабельщики чувствуют себя хорошо. По данным, которые мы получаем от ассоциации "Электрокабель", рост в этой части отрасли весьма незначителен. При этом основной прирост потребления алюминия кабельными предприятиями происходит за счет вытеснения меди алюминием. Прежде всего, потому, что кабельные предприятия начинают выпускать продукцию на основе "крылатого металла", который значительно дешевле меди.

Вопрос: Как в настоящее время выглядит структура сбыта продукции "Русала" в России и странах СНГ?

Ответ: В настоящее время "Русал" поставляет продукцию порядка 600 потребителям на территории России и СНГ. Предприятия автопрома потребляют 9% от общего объема, кабельная промышленность – 30%, прокатная отрасль – 36%, предприятия черной металлургии – 6%, экструзия – 13%, прочие – 6% от общего объема.

Если говорить о регионах потребления, то, безусловно, наиболее индустриально развитыми остаются центральный, западный регионы России, а также Урал. Здесь стоит отметить, что, так как основные мощности "Русала" расположены в Сибири, то стоимость доставки играет ключевую роль как для сохранения конкурентоспособности на рынке, так и для эффективности работы наших потребителей. Нас волнует тенденция последних лет – постоянное удорожание транспортных перевозок, стоимости электроэнергии и других сопутствующих расходов.

Если говорить о корзине продаж в России, то сплавы и высокие марки алюминия составляют 74%, первичный алюминий – 13% и низкие марки алюминия – также около 13%.

Вопрос: Планирует ли компания менять сбытовую политику на рынках России и СНГ в ближайшее время?

Ответ: Таких планов пока нет. Во-первых, мы действуем четко в соответствии с действующим предписанием ФАС, жестко регламентирующим нашу ценовую политику на внутреннем рынке. Во-вторых, мы понимаем, что существует угроза снижения нашей рыночной доли из-за роста конкуренции со стороны зарубежных производителей алюминиевой продукции, из-за использования собственных литейных мощностей нашими потребителями, а также из-за вторичного использования алюминия в некоторых сегментах рынка.

Вопрос: Какую долю на рынке "Русал" занимает сейчас, и сколько от общего объема производства компании идет на российский рынок, а сколько – за рубеж?

Ответ: Доля продукции "Русала", которая идет на внутренний рынок – это порядка 25% от общего объема. Мы заинтересованы в максимальном увеличении этой доли, так как рынок РФ и СНГ является стратегически важным, а также потому, что 74% продукции, которую мы поставляем в Россию – это продукция с добавленной стоимостью.

Выразить долю "Русала" на российском рынке в цифрах сложно. Безусловно, она доминирующая. Но надо принимать во внимание собственные литейные мощности потребителей и то, что они в случае, если сервис или цены "Русала" будут неконкурентными, легко могут переключиться на собственное производство продукции с добавленной стоимостью, начать производить сплавы, цилиндрические слитки и так далее. Кроме того, на постсоветском пространстве существуют другие, более мелкие производители первичного алюминия и продукции с добавленной стоимостью.

Вопрос: Какая продукция, по вашему мнению, наиболее востребована сейчас в РФ и СНГ?

Ответ: Наибольший рост потребления на этих рынках в 2012 году покажут литейные сплавы (6% к 2011 году) и электротехническая катанка – 34%. Как я уже отметил, драйвером станут рост российского автопрома и рост потребления алюминия кабельной промышленностью.

Основные надежды мы возлагаем на электротехническую катанку. Это связано, в том числе, с тем, что большая часть электросетей России устарела и требует срочной модернизации. Мы ожидаем, что инвестиции государства в модернизацию электросетей в ближайшее время будут расти. Кроме того, "Русал" может предложить в этой области новые инновационные сплавы. В частности, компания уже создала высокотемпературный алюминий-циркониевый сплав, который успешно прошел испытания. Мы намерены в ближайшее время начать поставки катанки из этого сплава.

Следующий этап – создание катанки из сплава на основе алюминия и редких металлов, которые бы по своим свойствам максимально приблизились к свойствам меди, не утратив конкурентных преимуществ – дешевизну и мягкость. Такой сплав позволит вернуть алюминиевый кабель в жилищное строительство, что в настоящее время запрещено. Это даст колоссальный дополнительный объем наших продаж в России кабельной отрасли.

Данная разработка - задача на 2013 год, и в 2014 году можно будет говорить о начале промышленных поставок. За этот период можно будет урегулировать все вопросы с государством, так как изменение норм и введение новых ГОСТов потребует некоторое время. Думаю, мы однозначно получим поддержку строительной отрасли, ведь сразу решится две проблемы – удешевление строительства и уменьшение веса электропроводки. Ведь за счет замены меди на алюминий вес электрокабелей снизится в 1,5 раза.

Вопрос: "Русал" в 2013 году планирует запустить Тайшетский и Богучанский заводы, после чего алюминиевые мощности сибирских предприятий компании вырастут до 4,8 миллиона тонн. Куда планируется сбывать весь новый алюминий с этих заводов, если в мире сейчас переизбыток металла, а сокращение мощностей идет медленными темпами?

Ответ: Мы с удовольствием поставляли бы данный металл на российский рынок, но, скорее всего, этот металл пойдет на экспорт. Китай, возможно, будет одним из основных потребителей, но это будет зависеть от баланса цен в этой стране и мире в целом. "Русал" будет выбирать наиболее выгодное направление продаж.

Вопрос: Россия вступила в ВТО. Как изменилась ситуация на российском рынке алюминия? Какие меры для защиты отечественного производителя были приняты?

Ответ: В ближайшее время, в 2013-2014 годах, мы ожидаем большие сложности, прежде всего, для экструзионной промышленности, которая выпускает алюминиевые профили для строительства. В связи с резким снижением импортных пошлин на алюминиевые строительные конструкции мы ожидаем наплыв дешевого, но часто низкокачественного профиля из дальнего зарубежья.

Для защиты отечественных производителей экструзионной отрасли нами были организованы работы по актуализации СНИПов и созданию новых ГОСТов.

В частности, "Русал" возглавил подготовку нового СНИПа – "Алюминиевые конструкции". Он вступает в силу с января 2013 года и определяет введение в действие новых строительных норм и правил, которые позволят значительно расширить применение алюминия в строительстве. Также мы завершаем работу по созданию национальных стандартов – ГОСТов – "Профили, прессованные из алюминиевых сплавов, для несущих конструкций – технические условия" и "Трубы, прессованные из алюминиевых сплавов для несущих конструкций". Принятие этих ГОСТов также позволит расширить применение отечественных алюминиевых конструкций в строительстве.

Государство также приняло ряд мер. Значительным событием стало создание компании "Эксар", которая занимается страхованием рисков российских компаний за рубежом. Это облегчает российским потребителям "Русала" выход на международные рынки, что крайне важно для нас, так как это увеличит поставки "Русала" в России. Кроме того, правительство утвердило постановление, что при размещении госзаказа 15-процентное ценовое преимущество будет оставаться за российскими производителями.

Мы также возлагаем надежды на утилизационные сборы на импортные автомобили. При разработке этой меры "Русал" также принимал активное участие. Это позволяет поддержать отечественный автопром. В августе в РФ был побит рекорд по продажам автомобилей, и Автоваз оказался на первом месте. Для нас это крайне важно, так как отечественные автопроизводители являются основными потребителями наших литейных сплавов – Автоваз, Камаз, группа ГАЗ и другие.

Кроме того, положительный эффект даст локализация производства автокомпонентов на территории РФ. Это касается и производства литых дисков, и деталей для двигателей – головки цилиндров. Ряд международных производителей уже объявили о начале строительства своих моторных заводов на территории РФ. Мы считаем, что следующим этапом должно быть строительство собственных литейных мощностей, либо в непосредственной близости от заводов "Русала", либо на этих моторных заводах, которые начнут выпускать детали из алюминия непосредственно здесь в РФ из сплавов "Русала".

Вопрос: Есть уже какие-то проекты в этой области?

Ответ: "Русал" в настоящее время ведет активные переговоры с международными производителями алюминиевых колес. Они обсуждают возможности сотрудничества с действующими производителями колес в России, что должно еще больше усилить российских производителей и увеличить объем их производства и, как следствие, потребление алюминия "Русала". Первые результаты мы увидим либо к концу 2012 года, либо в первой половине 2013 года.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram