Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ Несостоявшийся юрист может стать успешным слесарем

, 09:00

На рынке труда сегодня острый дефицит рабочих профессий. А у выпускников школ на протяжении последних лет самыми востребованными остаются специальности юриста и экономиста. Какие шаги должны предпринять государство и общество для того, чтобы родители молодых людей и они сами не калечили свои судьбы неправильным выбором профессии? Можно ли из несостоявшегося юриста сделать успешного квалифицированного слесаря? Участники круглого стола, проведенного газетой «Аргументы неделi» и инициированного промышленной площадкой волгоградского алюминиевого завода ОК «РУСАЛ» совместно с городским центром занятости населения, сошлись в одном – сейчас иметь хорошую рабочую профессию намного надёжнее, чем быть выпускником вуза.

 

ПРАВИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

   Бытует мнение, что промышленность Волгограда уже давно умерла. На самом деле, слухи о её смерти оказались преувеличенными. В городе достаточно много  успешно работающих промышленных предприятий, которым  как воздух нужны рабочие руки. Это стало ясно по итогам круглого стола, собравшего в Волгоградском Центре занятости населения представителей крупнейших предприятий и образовательных учреждений региона, членов правительства Волгоградской области.

   Участники сошлись во мнении, что начинать надо с профориентации.

   - Надо детей уже в школах знакомить с работой предприятий, - считает  генеральный директор предприятия «Вгаз-СУАЛ-Ремонт» Сергей Шишкин. – Потому что даже выпускники профтехучилищ полностью не адаптированы к условиям промышленных предприятий, они не понимают, что на самом деле из себя представляет завод.

   На промышленной площадке волгоградского алюминиевого завода и в частности на базе ремонтного предприятия «Вгаз-СУАЛ-Ремонт» в последние годы стали проводить экскурсии для школьников.

   - Было интересно смотреть на реакцию детей и особенно учителей, - рассказал Сергей Шишкин. - Многие учителя последний раз были на заводе десять-пятнадцать лет назад. Они увидели, что предприятия сильно изменились. Поняли, что сейчас практикуются новые методы работы. Я вижу, что старшеклассники имеют очень слабое представление о тех возможностях, которые ожидают их после окончания школы. Что они знают? Знают, что надо куда-то поступить учиться. По телевизору очень много показывают офис-менеджеров, юристов. И их красивую жизнь. То есть ребенок изначально ориентирован на офис. И даже неважно, сколько он будет зарабатывать и на каких условиях. Неважно, какие специальности нужны в данном конкретном регионе, где он живёт.

   ЧТО ЛУЧШЕ: ПОНТЫ ИЛИ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ

   Несмотря на то, что проблема перенасыщенности рынка труда экономистами, юристами и офисными работниками обсуждается уже везде, абитуриенты зачастую даже не рассматривают рабочие специальности. Поэтому, одна из главных проблем среднего и начального профессионального образования – поднять его престиж. И дети, стоящие перед выбором профессии, и их родители должны понять, что хороший рабочий будет востребован. А востребованность обеспечивает достойную жизнь и дает уверенность в будущем.

   - Ещё до недавнего времени мы жили в условиях, когда трудовых ресурсов в стране и регионе хватало. А сейчас уже другая беда, - заметил директор Волгоградского Центра занятости населения Валерий Нечаев. - Как восполнять имеющиеся вакансии? Сельское хозяйство нашло выход в мигрантах. А что делать промышленникам? Вот сейчас проходит информация, что хорошо налаженное производство в Индии, и там достаточно большое число квалифицированных промышленных кадров. Так неужели выход в том, чтобы приглашать к нам работников из Индии? Это ненормальная ориентация. Мы сами на корню губим наш рынок труда. Уже сейчас в срочном порядке мы должны проводить профориентацию не выпускников, а уже учеников 9-го класса и даже ещё в более раннем возрасте. Уже процентов 60% должны быть ориентированы на начальное и среднее профессиональное образование. Причем, ориентированы осознанно. Сейчас в профтехобразование идут в подавляющем большинстве те, кто просто не смог поступить в вуз, чтобы просто хоть чем-то быть занятым. О работе по рабочей специальности в  90% случаях не идет и речи. Родителям, которые играют немаловажную роль в выборе будущей специальности своих детей,  нужно  ориентироваться на получение востребованной на рынке труда профессии.

   Кстати, и поступить в средние специальные образовательные учреждения во многих случаях проще, чем в вузы. Преимуществом можно определить и то, что приступить к труду и начать достойно зарабатывать выпускники средне-специальных образовательных учреждений могут достаточно быстро, не затрачивая много лет на обучение и построение карьеры.

   - Необходимы широкомасштабные рекламные кампании, способные возродить у нынешних школьников интерес к профессии  токаря, станочника, резчика, – подчеркнул Валерий Нечаев. – Надо откровенно признать и открыто говорить о том, что  невостребованные сегодня выпускники гуманитарных вузов  в большинстве случаев не получают такой высокой заработной платы, как, например, высококвалифицированные рабочие на ЦКБ «Титан» или на Волгоградском алюминиевом заводе.

ПРИШЁЛ -  УШЕЛ - ОСТАЛСЯ

      Валерий Нечаев пояснил, что за 8 месяцев 2012 года в Центр занятости населения Волгограда обратились всего 760 выпускников, из них было трудоустроено 178, в том числе по рабочим специальностям 44 человека. В прошлом году обратилось более 1470 выпускников, трудоустроено было 441,из них  по рабочим специальностям - 118 человек.

   - Из них к нам пришли десять человек, - подтверждает начальник отдела по работе с персоналом ОАО «Волгограднефтемаш» Леонид Кулаковский. – Достойная стипендия, заработная плата в 15 тысяч рублей только в первое время обучения и без получения более высокой квалификации. Но спустя год из десятерых остался  только один человек – отец четверых детей, который намерен и далее обучаться на базе завода. Молодые ушли, - рассказал Кулаковский. По словам представителя «Волгограднефтемаша», молодые люди признались, что не понравилась освоенная профессия.

   - Представители профессионального образования готовят кадры с общей подготовкой по профессии, - обозначила проблему начальник отдела управления персоналом «Вгаз-СУАЛ-Ремонт» Светлана Щербакова. - Что это значит для нас? Переобучение. То есть, нанимая на работу молодого специалиста, мы не приобретаем работника, а фактически вынуждены отрывать от выполнения операций другого профессионали и использовать в качестве инструктора производственного обучения. Чаще всего без отрыва от производства. Результат: наш работник недоволен - для него это лишняя работа. И молодой специалист сразу оказывается в положении человека, который не может получать в полном объеме заработную плату, так как он всего лишь – ученик. Такая постановка вопроса изначально делает молодого специалиста человеком второго сорта, которого никто не ждет и никто ему в коллективе не рад. Сейчас те, кто приходит работать на предприятие, проходят своего рода отбор, в том числе и на стрессоустойчивость.

ВЕРНУТЬ СИСТЕМУ ГОСРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

   Директор Волгоградского госколледжа управления и новых технологий Алексей Акимцев посетовал на нехватку средств на обучение достаточного количества профессионалов. По его словам их колледжу в этом плане повезло: учебное заведение получило государственный грант почти на 30 миллонов рублей. Деньги были потрачены на новые станки, металл, резцы, компьютерное оборудование, поскольку учащимся необходимо осваивать программы, написанные с учетом нового времени. Набор групп тоже увеличился. Также, по его мнению, работа среднеспециальных образовательных учреждений с промышленными предприятиями все-таки идет, но в недостаточной мере.

   - Действительно, необходимо больше внимания уделять взаимодействию учреждений начального профессионального образования с теми предприятиями, ориентир на которые изначально берут их выпускники, - подтвердил слова коллег заместитель министра труда и занятости населения Волгоградской области Андрей Комлев. – А опыт взаимодействия колледжа управления и новых технологий с предприятиями региона в части подготовки рабочих кадров полезно было бы распространить и на другие образовательные учреждения области. И, если  вспомнить, как стабильно росли показатели работы промышленных предприятий нашего региона в советские времена,  то немалую роль в этом  играла  программа государственного распределения выпускников, когда каждый хотя бы год отрабатывал на заводе.

   Подобные законодательные меры можно принимать на региональном уровне, но,  учитывая общероссийский характер данной проблемы, с большей отдачей  будут работать решения, принятые  на  уровне Российской Федерации. 

   - Таким образом, государство, обучая молодежь профессиям на бюджетной основе, сможет более эффективно расходовать средства на эти цели, а выпускники получат возможность гарантированного  трудоустройства и получения опыта работы по полученной профессии,  - подытожил Андрей Комлев.

ДАЛ ОБРАЗОВАНИЕ – ОБЯЗАН  ТРУДОУСТРОИТЬ

   - Получить образование  -  не значит трудоустроиться и обеспечить семью стабильным заработком,  - заметил генеральный директор ООО «Квартстрой - ВГ» Сергей Болотов. – Недавно посетил несколько учебных заведений, чтобы поговорить с руководством. Озвучил директорам тот список навыков выпускников, с которым обязательно принял бы молодые кадры в свою компанию, чтобы не тратить время на переобучение. Но понял, что директорам это стало неинтересно. Хотя изначально наладить контакт с работодателем, который будет ежегодно забирать твоих ребят в цеха, - это очень важно, – уверен Болотов.

   Возможен иной путь развития системы профессионального образования, если каждый директор училища или колледжа возьмет на себя обязательство при исполнении госзаказа не просто выпустить слесаря, станочника широкого профиля или сварщика, но и трудоустроить его после окончания.

   - Считаю, это будет хорошим стимулом для руководителей образовательных учреждений по подготовке  специалистов рабочих профессий,  необходимых  для  промышленных предприятий Волгоградской области, - выразил свою позицию Андрей Комлев.

 

УЧИЛИЩ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

   Начальник отдела профессионального образования Минобрнауки Волгоградской области Наталия Григорьева напугала всех участников круглого стола сообщением, что система образования «дрожит» и  в ближайшие годы ситуация с нехваткой кадров для работы на промышленных предприятиях может только ухудшиться:

   - Вот сейчас мы обсуждаем моменты, касающиеся количества детей, которые приходят либо не приходят на обучение. Сразу говорю: до 2018 года ситуация не улучшится. По всем прогнозным цифрам, в 2018 году у нас будет набор, который составит 64% от набора 2008 года. Прогнозируется колоссальное уменьшение количества детей, которые идут в учреждения профессионального образования, – констатировала Григорьева. – Второй момент: сейчас обсуждается новый проект закона о народном образовании, согласно которому понятие «училище» вообще уйдет в прошлое. Учреждений такого типа просто не будет.

   Правда,  тут же пояснила, что программы  начального профессионального образования останутся. Эти программы будут реализовывать ссузы и вузы. И некоторые уже начали лицензировать их у себя.

   В любом случае, поезд образовательной цепочки не тронулся, потому что новый закон пока не принят. И в какую сторону этот поезд пойдет, зависит от нового документа.

 

УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ЛИ ПРИГОДИТЬСЯ?

    Предприятия же ждать не хотят, потому что кадры им нужны уже здесь и сейчас.

   - Для работы на нашем оборудовании уже сегодня требуются те, кто получил высшее образование, - рассказал Леонид Кулаковский. – Поэтому это неплохо, если рабочие будут с высшим образованием – престиж повысится. Меня другой прекос волнует. Наш технический университет выпускает много специалистов в автомобильном и тракторном машиностроении. Сегодня потребность в них не так велика. И часто приходится их перепрофилировать. А тех же сварщиков по специальности «оборонные технологии сварочного производства»  - их больше требуется, а университет готовит только одну группу.

   - В техническом университете есть «нулевая кафедра» - чисто наша кафедра, которая готовит специалистов для нашего производства. Каждый год выпускает 25 специалистов. Они проходят у нас практику, а потом на работу приходят только пять человек, - возмущен начальник отдела кадров ЦКБ «Титан» Игорь Орлов. – Почему нельзя обязать их отработать хотя бы три года. Хочешь получить образование «для себя» - иди на коммерческое отделение. И учись всю жизнь - на юриста, космонавта, сварщика, но за свой счёт. А если тебя государство учило, будь добр, верни затраченные на учёбу деньги на том предприятии, куда тебя направили. К системе распределения на бюджетных отделениях вузов надо возвращаться. И я уверен – недалеко то время, когда мы опять к этому придем. 

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

   Ещё одна проблема - узкая специализация рабочих и их занятость.

   - При нынешнем уровне автоматизации процессов у нас на Волгоградском алюминиевом заводе недостаточно занятости для одной рабочей единицы, например токаря или слесаря, - рассказал Сергей Шишкин. Реально нужно 0,7 или 0,5. А это – низкая заработная плата, на которую придет либо пенсионер, либо человек, который, ну, мягко говоря, не задержался на другом производстве. И, возможно, не задержится и у нас. Мы предлагаем готовить людей сразу с наличием необходимых компетенций, чтобы человек без дополнительного обучения имел возможность получать достойную заработную плату.

   Чаще всего для рабочих возможен так называемый горизонтальный карьерный рост, когда они, не меняя своего статуса, осваивают новые специализации, которые востребованы в данный момент и лучше оплачиваются. Карьерный рост рабочих может быть связан с повышением уровня профессионализма, освоением технически сложного оборудования.

   - Мы готовы рассказать и о той системе мотивации, которая есть у нас, - разъяснил Сергей Шишкин. - Мы не только предоставляем спецодежду -  одеваем, обуваем, но и бесплатно кормим, лечим и даем возможность именно рабочим участвовать в программах на льготное приобретение жилья. Об этом всегда можно узнать прямо у работников предприятия. А еще, если ты - толковый рабочий, готов придумывать проекты, у тебя есть идеи или новые подходы к работе, то  у тебя есть возможность заработать себе дополнительные выплаты. За каждую идею. За каждое внедренное предложение. У тебя есть возможность участвовать в корпоративных конкурсах. Есть возможность получить дополнительное образование или компетенции через систему дистанционного обучения   корпоративного университета.

   - Вот молодой человек, пришедший к нам на практику, получал 12 тысяч рублей, - рассказал Игорь Орлов. -  Проработав год, перешел с третьего разряда на четвёртый, сейчас получает уже 22 тысячи. И это не предел для него. Средняя заработная плата станочника на нашем предприятии 36-40 тысяч рублей.

 

Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЁЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

      Валерий Нечаев подтвердил - если пришло осознание, что профессия выбрана неверно, и выработан резерв в поисках работы по полученной специальности, человек понимает, что готов работать токарем, фрезеровщиком или по другой рабочей специальности, в Центре занятости населения Волгограда готовы предоставить ему возможность освоить новую востребованную специальность.

   Давно сказано – кадры решают все. В сегодняшней ситуации развитие промышленного производства во многом тормозится из-за нехватки квалифицированных рабочих. От продуманной и скоординированной работы по подготовке кадров профессиональных образовательных учреждений, структур и министерств правительства Волгоградской области, руководителей промышленных предприятий зависит будущее не только самих предприятий, но и, как результат, стабильные налоговые отчисления в бюджеты разных уровней, а значит, благополучие каждого жителя региона.

 

 

 с трех сторон

Представители предприятия «Вгаз-СУАЛ-Ремонт» ОК РУСАЛ  выступили на круглом столе со своим предложением инициировать процесс подписания трехсторонних соглашений о целевой подготовке кадров между администрациями с закрепленной за ними консультационной и контролирующей функцией, Центром занятости населения, представителями профессионального образования и предприятиями. Со своей стороны они готовы предложить: участие в профориентационной деятельности - экскурсии на завод, на конкретные участки. Чтобы знакомить школьников  с рабочими процессами и предлагать учебное заведение, которое научит нужным специальностям. Участие лучших работников и ветеранов отрасли в разработке учебных программ для конкретных вакансий.  Передачу списка образующихся вакансий с наличием необходимых компетенций.  Прохождение практики на заводе. Принятие уже готового, подготовленного работника в состав кадрового резерва с предоставлением ему по окончании учебного заведения рабочего места на имеющиеся вакансии.

 

 аргументы статистики

  - В 15-ти крупных федеральных вузах, работающих в Волгоградской области, сегодня обучается более 100 тысяч человек. А по 75-ти учебным заведениям среднего и начального профессионального образования картина такова: с ссузах более 40 тысяч, а в профучилищах чуть более 11 тысяч человек. Получается, что вузы готовят специалистов, число которых в два раза превышает число обучающихся в ссузах и профтехучилищах.

  - На 1 января 2012 года по данным Волгоградстата промышленными видами деятельности занимаются 3976 организаций, в том числе крупные и средние -543. Пять предприятий являются градообразующими – численность работников на каждом из них превышает пять тысяч человек.

 

 пирамида перевернулась

Количество выпускников учебных заведений, приходящихся на 10 тысяч населения:

2002 год                     2012 год

ПТУ –                620                               105

Техникумы        180                               180

и колледжи  

ВУЗы                 160                               640(из них 220 – на средства федерального бюджета)

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram