Правозащитники и СМИ не могли не отреагировать на постановление пленума Верховного суда РФ, в котором разъясняются пределы самообороны граждан в отношении представителей правоохранительных органов.
По мнению судей, даже если действия сотрудника правоохранительных органов в отношении гражданина «сопряжены с причинением вреда или угрозой его причинения», это не может служить поводом для самообороны, отмечает газета «Коммерсант».
По словам главы правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, постановление ВС фактически «ввело презумпцию насилия со стороны полиции». «Выходит, что право защищаться от полиции, — считает правозащитник, — можно получить, только если перед вами пьяный майор Денис Евсюков (приговорен к пожизненному сроку за убийство посетителей в супермаркете «Остров» в 2009 году), расхаживающий по супермаркету и стреляющий в людей».
Если гражданин сам спровоцировал нападение и оборонялся, это не считается самообороной, — делает выжимку из постановления Верховного суда газета «Ведомости». Согласно постановлению ВС, сотрудники правоохранительных органов не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов и иных нормативных правовых актов. А секретная ведомственная инструкция о порядке применения спецсредств оказывается выше закона. Выпустив это постановление, ВС выдал отечественной правоохранительной системе индульгенцию на бесконтрольное насилие. Полицейские могут, не опасаясь ответственности, пытать бутылками и дубинками, если в какой-нибудь инструкции назовут их «спецсредствами».
Запретив самооборону в отношении силовиков, судейское сообщество расширило границы допустимых пределов при сопротивлении обычным преступникам. Судьи поддержали принцип «мой дом — моя крепость», отмечает «РБК-Дейли».
Право граждан на самооборону не имеет никаких пределов, включая убийство нападавшего, — пишут по этому поводу «Новые Известия».
Фактически документ разрешает человеку защищать свою жизнь всеми способами. Вопрос «свобода или жизнь» перед жертвой нападения не должен даже ставиться, — комментирует постановление «Российская газета».