Официального праздника секретарей в нашей стране не существовало, поэтому в 2005 году было решено исправить эту несправедливость. Инициаторами создания российского праздника выступила группа секретарей из разных городов России и сотрудники журнала «Секрет@рь.RU».
Мастера секретарского дела предложили учредить праздник — День секретаря — и отмечать его в третью пятницу сентября. У большинства российских предпринимателей нет сомнений относительно необходимости и важности этой профессии. Квалифицированный секретарь является правой рукой руководителя, его незаменимым помощником. Секретари давно уже перешли из обслуживающего персонала в категорию ответственных административных работников, обеспечивающих слаженную работу офиса. Вспомните, сколько раз за день вам приходится обращаться к секретарю, как неоценима их помощь в поиске информации, работе с документами и даже в банальном предложении выпить чаю или кофе.
По некоторым данным, в России около миллиона секретарей, офис-менеджеров и помощников руководителей, все они выполняют незаметную, но объемную работу, чтобы остальным сотрудникам офиса работалось комфортно. Именно через секретаря проходят все информационные потоки компании. Профессиональный секретарь всегда терпелив и приветлив, он радушно встречает посетителей и сотрудников, знает все нюансы своей работы и компании в целом. Можно с уверенностью сказать о том, что секретарь является лицом организации. Во многом благодаря его работе складывается мнение и о компании в целом.
В 19 веке в России чины Коллежского секретаря и Губернского секретаря занимали, соответственно, 10 и 12 места из 14 возможных в Табели гражданских чинов. В противоположность сегодняшнему дню, к секретарям в те времена предъявлялись весьма малые требования: «Да у нас никакого образования не требуется, пиши правильно, вот и все...» (А.П. Чехов). Сейчас для секретарей недостаточно одной грамотности, они должны уметь пользоваться компьютером, знать делопроизводство, а зачастую и иностранные языки. Без высшего образования в обычные секретари нынче не пробиться.
День секретаря отмечается не только в России, есть такой праздник и в других странах. Международный день секретаря появился в 1952 году в Америке. В США существует целая неделя офисного работника, которая выпадает на последнюю полную неделю апреля, а Днем секретаря считается среда праздничной недели. В ЮАР День секретаря отмечают 5 сентября.
Само слово «секретарь» происходит от латинского слова «секрет». В Древнем Риме секретарями именовались доверенные лица, которым доверялись секреты. Изначально эта профессия была сугубо мужской. Секретари, состоящие при царских особах, обладали существенной властью.
А после изобретения первой печатной машинки в 1880-х годах секретарями стали делать женщин, в их обязанности входило печатание документов.
Сейчас трудно назвать точную дату появления этой профессии. В нашей стране днем ее зарождения принято считать дату 27 февраля 1720 года. Появилась эта должность благодаря стараниям Петра I, который хотел решить проблему бумажной волокиты.
Хотя и до этого в России существовали люди, должность которых подразумевала работу с документами, ведение записей и т.п. В конце XV века в нашей стране были открыты первые приказы. В них постепенно и произошло формирование секретарского дела. В 1840 году в России появилась должность личного секретаря, эти люди работали у руководителей крупнейших заводов. Вскоре эта должность появилась и на многих других предприятиях.
Первые секретарские курсы, где готовили профессиональных секретарей, были открыты в Харькове в 1868 году. В Америке и странах Европы первые подобные учебные заведения были открыты позднее.
Свое бурное развитие профессия пережила в начале 20-х годов. Тогда этой должности начали придавать большое значение. Однако расцвет профессии длился недолго - уже в 1925 году секретарей решено было уравнять с простыми машинистками и рассыльными. Возрождать ее стали лишь в 70-е годы 20 века.
А сколько анекдотов сложено про секретарш... Каждый анекдот про секретаршу и ее начальника - особый случай, взятый из реальной жизни. Ну вот, например.
Шеф отчитывает новую секретаршу.
- Почему вы не снимаете трубку, когда звонит телефон? Это же ваша прямая обязанность.
- Может, я что-то недопонимаю, - парирует она в ответ, - но с какой стати поднимать трубку должна именно я, ведь звонят-то вам.
А этот о большой любви к людям данной профессии.
- Меня так любят в конторе! Сегодня мне купили ноут, радиомодем и трафик... чтобы я могла работать в отпуске.