Субботний Марш миллионов, наконец, объединил точки зрения противников и защитников ныне существующей власти. И те, и другие дружно констатируют: митинги на общественно-политическую ситуацию в стране больше не влияют.
Каждому выступлению пламенных борцов за честные выборы власть противопоставляет задержание. Каждому новому лозунгу – новый закон. Публику, разуверившуюся в оригинальности площадных зрелищ, развлекает разве что полицейский, укушенный за палец чемпионом мира по шахматам, да полет журавля с мотором над гнездом кукушки.
Противник оппозиции, собравшейся в единую колонну после декабрьских выборов в Госдуму, публицист Леонид Радзиховский очередной раз на примере событий 15 сентября заверяет, никакой революции в ближайшее время не будет.
По его мнению, это невозможно, поскольку «все революции в странах СНГ проходили только под выборы. Ни одной другой – не было. Просто так, по беспределу, сбрасывать власть – после 1917 года не практикуется».
А значит, ближайшая смена власти реальна не раньше ноября 2016-го (выборы в Думу) или апреля 2018 года (выборы президента).
Активный участник, даже точнее организатор новейших маршей протеста писатель Борис Акунин после Марша миллионов – 3 написал в Живом Журнале: «Митинговая стилистика себя изжила».
«Начался новый политический сезон. Движение утратило эйфорию, но не ослабело. Да, митинги надоели, но потребность протестовать все равно заставляет людей выходить. Оппозиционные демонстрации превратились из праздника в будни оппозиционной борьбы. Навальный прав, когда говорит, что на них нужно ходить, как на работу. Что бы полиция ни врала про 14 тысяч, на самом деле они там отлично знают, сколько людей было на самом деле. И мы – те, кто там был – тоже это знаем», - напоминает он.
Его заявлению вторит Радзиховский: «Массовости нет даже в Москве. Спорят о том, почем нынче «миллионы». Одни говорят, что миллион – это 14.000, другие – что 40.000. Ну, у каждого своя креативная арифметика (кстати, вот лозунг для оппозиции: «За честный подсчет участников митингов»). Но сами организаторы говорят, что число участников не растет. Если так говорят организаторы, то это значит, что число, скорее, уменьшается».
И тот, и другой аналитик сходятся в одном: единственное, что способно изменить такой сценарий – цена на нефть.
«Если разбушуется суровый кризис – разбушуются и встречные митинги по образцу 1992-93 годов. Лидировать там, естественно, будут лево-националистические силы. Просто таких людей больше – об этом говорят все выборы, все ТВ-шоу, да и сегодняшние митинги оппозиции, где левые спокойно отпихнули «правых», а правые стараются пролезть им под локоть», - предупреждает Радзиховский.
Это же не раз повторяли самые пламенные лидеры нынешнего протестного движения, начиная с новообращенной гражданской активистки Ксении Собчак, которая не однажды за последние полгода заявляла: «Революция всегда пожирает своих детей, и радикализация настроений, которую мы вчера (6 мая) увидели, лишь доказательство этого, несложно посмотреть в недалекое будущее: через две-три такие акции отсеется не только Лига избирателей, но и Удальцов покажется слишком «мягким».
Именно из этого нежелания революционных, читай лево-националистические перемен, оппозиция героическим усилием создает еще одну Гражданскую платформу (явной связи с одноименной партией Михаила Прохорова не имеющей).
«20-21 октября 2012 года состоятся выборы в Координационный Совет российской оппозиции. Это совет должен стать представительным органом той части общества, которая добивается перемен и обновления в политической жизни нашей страны», - объявляет новая организация через Живой Журнал Ксении Собчак.
«Мы, подписавшиеся ниже граждане, приняли решение выдвинуть свои кандидатуры на этих выборах в надежде, что оппозиционное движение будет развиваться как мирная цивилизованная сила, твердо стоящая на идеалах свободы, равенства и демократии.
Мы не политики и никто из нас не считает своей личной целью борьбу за власть. Но мы уверены в том, что ответственность за удержание нарастающего противостояния между властью и обществом в ненасильственном русле, лежит в том числе и на нас. Мы сделаем все, чтобы не допустить гражданской междоусобицы.
Альтернативой конфронтации мы считаем масштабную политическую реформу, которая гарантирует России свободную политическую конкуренцию, реальную сменяемость власти и верховенство закона, а значит – подлинное народовластие. Смысл нашего участия в Координационном Совете заключается не в поддержке тех или иных политических организаций или отдельных политиков, но в содержательной работе над разработкой и осуществлением такой реформы. Именно эта работа, с нашей точки зрения, способна удержать протестное движение от перерождения в скопище радикалов и маргиналов.
Мы будем добиваться, чтобы деятельность Координационного Совета не сводилась к популистским жестам и воззваниям вождей-одиночек, но была сосредоточена на выдвижении и реализации реально выполнимых требований.
Успех Координационного Совета мы видим в первую очередь в массовом участии граждан в его избрании и затем в массовой поддержке его начинаний, а вовсе не в удовлетворении амбиций тех или иных политиков. Выборы в этот представительный орган должны проводиться в интересах избирателей, а не избираемых.
Мы не считаем нынешнюю процедуру формирования Координационного совета идеальной. Предложенная система «идеологических квот», по нашему убеждению, противоречит демократическим принципам, ставя участников избирательного процесса в заведомо неравные условия: она, по существу, призвана «забронировать» несколько мест в будущем представительном органе за персонами, которые в противном случае не имели бы шансов быть туда избранными. Однако мы сознательно принимаем участие в несовершенной процедуре голосования, в том числе и для того, чтобы получить возможности изменить ее, добиться отказа от квот на следующих выборах и максимально эти следующие выборы приблизить».
Под манифестом подписались сама телеведущая, писатели Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, журналисты Сергей Пархоменко, Ирина Ясина, Тихон Дзядко, блогер Рустем Адагамов, теледеятели Татьяна Лазарева и Максим Шац, режиссер Владимир Мирзоев, доктор биологических наук Михаил Гельфанд.