Еще в 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила, что Международный день охраны озонового слоя будет отмечаться 16 сентября, в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Для этого дня ООН даже придумала девиз: «Сохрани небо: защити себя — защити озоновый слой». В 1987 году в Монреале 36 стран, в том числе и СССР, подписали документ, согласно которому страны-участницы должны ограничить и полностью прекратить производство озоноразрушающих веществ.
Все государства в день защиты озонового слоя Земли проводят мероприятия экологической направленности – пропагандируют различные действия, а так же и бездействие, особенно в области различных загрязняющих окружающую среду производств, способствующие сохранению хрупкого щита планеты.
Озоновый слой – это часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в которой под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца молекулярный кислород распадается на атомы, которые соединяются с другими молекулами, образуя озон. Озон поглощает опасные ультрафиолетовые лучи и защищает всё живущее на суше от губительного излучения.
С момента подписания Монреальского протокола, которому в воскресенье исполняется 25 лет, человечество сильно продвинулось в понимании процессов в атмосфере, связанных с озоновым слоем. Монреальский протокол уже выполнил свою задачу, заявил представитель России в Международной комиссии по озону, ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы РАН имени Обухова Александр Груздев РИА Новости.
«Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, не только позволил успешно решить неотложные задачи, но и стал наглядным примером и источником вдохновения, позволяющими решать другие глобальных проблемы и при этом использовать открывающиеся возможности в интересах всеобщего прогресса», - провозгласил генеральный секретарь Пан Ги Мун в послании по случаю 25-летия протокола.
Но радоваться рано - в природе все оказалось гораздо сложнее. В мире прекратилось полностью производство фреонов, которые, как считали 25 лет назад ученые, были главными виновниками образования озоновой дыры, и дыра уменьшилась, но не до конца. Экологи уже не могут сказать однозначно, что прекращение выработки фреонов спасет мир от губительной радиации. Человечество, конечно, внесло свою лепту в разрушение озонового слоя, но в этом участвовали и другие факторы.
«Все эти предсказания основаны на моделях, модели несовершенны, результаты ее зависят от того, как она построена, каким образом протестирована и так далее. Земля - на самом деле сложнейшая система, тут не только атмосфера, тут и океан, и льды, и все вместе. Степень воздействия озона на климат и ее количественные характеристики пока еще трудно поддаются оценке. Поэтому здесь много произвола для каких-то там высказываний и прочего, но на самом деле здесь много неясного», - считает Груздев, и сокрушается, что Россия, увы, исследований по мониторингу озонового слоя не ведет, что делает ее зависимой от данных западных ученых: «В этой части мы просто вынуждены принимать в расчет то, с чем западная наука выходит на политический уровень».
А ведь помимо фреонов, мировая промышленность производит массу других искусственных веществ: запретили фреоны – начали пускать в атмосферу другие газы, которые провоцирует уже другой, но не менее вредный эффект – парниковый. «Если их будет много, а промышленность же их производит и будет, наверное, производить, потому что у нас многое на это завязано, те же самые холодильные установки... если производство их будет продолжаться, вполне возможно, что будут какие-то последствия, уже не для озона, а для климата», - печально резюмировал научный сотрудник.