В средневековой Руси праздник Нового года одно время приходился на сентябрь – связано это с усилением православия в XIV – XV веках и использованием библейского календаря. Праздновали по старому стилю 1 сентября, значит – 14.
Православный Новый год был перенесен с 1 марта на 1 сентября в XV веке. «Парижский словарь московитов» так и называл его - «первый день во году». Перенос праздника с привычного с языческих времен марта, как начала солнечного года, на урожайный на югах сентябрь осуществила православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, Православная традиция праздновать новый год в сентябре была взята у средиземноморских народов, предания и легенды которых легли в основу Библии, и происходила от древнего празднка урожая. Именно в сентябре Ной причалил к горе Арарат, и смог насладиться ее красным виноградом…
Первый день сентябрьского нового года стал так же праздником Симеона столпника, который отмечается православной церковью и поныне. Этим днем оканчивалось лето, и начинался новый год, в том числе и экономический. Он был не только торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, но и днем сбора налогов - оброков, податей и личных судов. Историки полагают, что само создание календарных систем связано было не с желанием попраздновать, но и с необходимостью урегулирования сбора налогов на государственном уровне.
Празднование проходило пышно и красиво – в Москве в канун нового года благовестили колокола, патриарх облачался и служил молебен; все стояли с зажженными свечами. В заутреню раздавался снова благовест, а после нее благовестили в главный колокол. До полудня народ стекался на Ивановскую площадь, между Архангельским и Баговещенским соборами, где ставили два налоя с поволоками; на одном из них лежал образ Симеона Столпника. По правую сторону от Благовещенского собора, устраивали почетные места - для царя с поволоками, а для Первосвятителя - с коврами. Патриарх совершал торжественное моление, а после утренней обедни в Успенском соборе выносили Святые образа и хоругви: Патриарх шествовал в великолепной одежде, со всем духовенством, останавливался перед церковными воротами на восток и начинал молитвословие: «о еже благословите Господу венец лета, благостию своею».
Укрепление православия и установление христианства в средневековой Руси определило изменение календаря, как основного регулятора жизненных циклов в те времена, но при этом церковь не учла, что библейский сентябрь не соответствовал условиям жизни в среднерусской полосе, наш урожай собирается гораздо позже. Поэтому надолго празднование Нового года в сентябре не закрепилось – великий реформатор царь Петр I быстренько перенес Новый год на январь, чтобы в России все было, как в Европе.
Однако все-таки несколько раз Петр, поскольку все-таки был настоящим русским царем, сентябрьский новый год праздновал, и ознаменовал его историческим анекдотом: в 1698 году, после знаменитого собственноручного обрезания бород боярам Петр явился на новогодний обед к боярину Алексею Семёновичу Шеину. Пришли и ретрограды, упорно не желавшие сбривать свою мужскую гордость, которую можно было вальяжно укладывать поверх одеяла – и тут их ждал сюрприз - обрезание бород стало прерогативой царского шута. Отныне те, кто не желал бриться, должны были платить пошлину за право на бороду. А там и Новый год перенесли, и стали праздновать его по-европейски – бритые и с фейерверками.
А на Востоке, задолго до крещения Руси и воцарения православия, 14 сентября 786 года пятым багдадским халифом династии Аббасидов стал легендарный Гарун аль-Рашид, прославившийся благодаря сказкам «Тысячи и одной ночи».
Он, почитай, каждый вечер ходил по Багдаду в простом затрапезном халате, чтобы никто его не узнал, и использовал тогдашний аналог интернета – городские сплетни, чтобы понять, чем живет народ, и как им управлять, чтобы все были довольны и счастливы.
Историки утверждают, что это все чистая правда, и Гарун аль-Рашид был на самом деле одним из редких правителей, о которых люди потом веками вспоминают с благодарностью – просто так в сказку не попадешь… Гаруна аль-Рашида современники и потомки звали Справедливым, при нем Багдад стал интеллектуальной столицей Востока, халиф основал университет и библиотеку, строил школы и больницы, развивал науки и искусства, бесплатно раздавал шаурму больным и нищим, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей, музыкантов, даже из числа иностранцев, занимался сам науками и пробовал себя в поэзии.
Вот только в России, похоже, ничего не меняется – праздник с царским местом с коврами и поволоками и патриархом в золотых одеждах никуда не делся, хоругви носят, бороду могут запросто оторвать на улице царские шуты, налоги собирают исправно, но куда девают – не видать даже Симеону Столпнику с его столпа, и никаких Гарунов аль-Рашидов с университетами и учеными музыкантами не предвидится… Ау, Гарун….