Сбой электроснабжения, произошедший в аэропорту «Шереметьево», может стоить его руководству не только места, но и свободы. Слишком близко аэропорт был в этот момент от трагедии, слишком сильно ударила авария по имиджу государства.
Как стало известно, отключение электроэнергии в столичном аэропорту «Шереметьево», случившееся 12 сентября в 8:50 утра и продолжавшееся несколько часов, было вызвано двумя факторами. Внешний – это скачок напряжения на одной из трансформаторных подстанций компании «Северные электрические сети» (филиал ОАО «МОЭСК»), из-за которого аэропорт лишился внешнего электропитания. Инцидент, что и говорить, неприятный, однако специально для таких случаев в аэропортах, как объекта первой категории уязвимости, предусмотрено наличие системы автономного энергоснабжения, автоматически включающейся при сбоях внешнего электропитания.
В «Шереметьево» же, как было установлено, эта система дала сбой – из-за того, что резервные подстанции аэропорта были неисправны. Проще говоря, при отключении электричества в аэропорту не сработал резервный генератор.
В результате, обесточенным оказался терминал D, где базируется авиакомпания «Аэрофлот». По сообщениям информагентств, отключилась система регистрации пассажиров. Учитывая, что на долю этого перевозчика приходится наибольшее число пассажирских перевозок, можно представить, что при этом творилось в аэропорту.
Как стало известно, «Аэрофлот» уже готовит иск к «Шереметьево». Иски о возмещении ущерба могут последовать и от пассажиров (в том числе, упущенной выгоды для бизнесменов и командированных на переговоры и заключение сделок), причем их объем может оказаться значительным. «За нанесенный ущерб пассажирами и авиакомпаниями, которые пострадали из-за сбоя, вполне может быть предъявлен иск к аэропорту», - говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Что касается «Аэрофлота» то он, по мнению экспертов, может выдвинуть иск не только о прямых убытках в результате сбоя, но и о репутационных издержках. Для компании, которая за последние годы вложила много сил и средств в свою модернизацию, сумевшей стать одной из европейских авиакомпаний, лауреатом престижных премий, входящей в топы мировых рейтингов, репутация имеет очень высокую цену.
Вообще, сообщения о причинах аварии поражают. Например, что такое – сбой резервного генератора? Это означает, что оборудование просто не было надлежащим образом подготовлено и проверено. И ответственность за это несет администрация аэропорта. «Администрация должна следить за исправностью резервного оборудования, проводить профилактические проверки, поясняет главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий . - Это все описано. Если у вас есть резервное оборудование, то оно должно быть исправно, и вы должны это дело контролировать. Иначе это не резерв, а нечто, лежащее на складе».
Неисправность генератора означает также, что опасности подвергалась и безопасность полетов. А значит, руководству аэропорта может грозить не только административная ответственность (она уже предопределена, по мнению экспертов), но и уголовная. «На случай сбоя аэропорт должен быть оборудован резервными независимыми автономными энергосистемами генераторами, - поясняет главный редактор портала Avia Роман Гусаров. - И если их мощностей не хватило – а, как уже известно, их не хватило на терминал D, — администрация аэропорта должна отвечать за это, потому что это вопрос безопасности. Так что теперь надо разбираться, какие системы работали при сбое, какие нет. В зависимости от этого, будет и наказание. Ответственность аэропорта, в первую очередь, административная, но в случае гибели или угрозы гибели людей, угрозы безопасности полетов может быть и уголовная ответственность».
Как сообщил источник в Минэнерго, вопрос об ответственности руководства аэропорта будет поднят на ближайшем заседании правительства. Там, похоже, и определится судьба гендиректора «Шереметьева» Михаила Василенко. Отягощающим фактором здесь будет служить то, что сбой в «Шереметьево» поставил под угрозу не только репутацию «Аэрофлота», контрольный пакет которого принадлежит государству, но и вообще идею объединения аэропортов Московского авиаузла под госуправлением.
Кстати, по словам источника в Минэнерго, руководство аэропорта нарушило даже регламент, согласно которому оно должно было своевременно сообщить о происшедшем в ведомство. Это сделано не было, что лишний раз показывает уровень управляемости аэропорта.