Год трагедии под Ярославлем: виновные названы, Як уходит на покой
7 сентября 2012, 08:06 [ «Аргументы Недели» ]
Сегодня в России чтят память погибших год назад в катастрофе самолета Як-42 под Ярославлем. Тогда на борту злополучного рейса находились 45 человек: экипаж и хоккейная команда «Локомотив». Выжить удалось только бортинженеру.
Межгосударственный авиационный комитет назвал причинами трагедии ошибку пилотов, связанную с торможением, а также работу компании «Як Сервис». Следственный комитет РФ также заявил, что катастрофа произошла из-за нарушений в работе экипажа самолета при взлете и действий сотрудников «Як Сервиса», допустивших экипаж к полету с грубейшими нарушениями правил безопасности. Год спустя после трагедии обвинение по уголовному делу об авиакатастрофе предъявлено бывшему заместителю генерального директора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадиму Тимофееву. Ему инкриминируют преступление, предусмотренное частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
Экипаж самолета
Эта трагедия стала не первой крупной катастрофой самолетов этого типа. В 1982 году потерпел крушение Як-42 авиакомпании «Аэрофлот», после чего его производство было прекращено на два года. Снова эксплуатироваться Як-42 на регулярных линиях стали только в 1988 году.
Сразу после катастрофы под Ярославлем Ространснадзор начал внеплановую проверку воздушных судов данного типа. В результате проверки была приостановлена эксплуатация пяти самолетов «Як Сервиса» (сертификат эксплуатанта которого Росавиция позже аннулировала) и еще трех Як-42 других авиакомпаний — «Грозный Авиа», «Газпром авиа» и «КрасАвиа».
После катастрофы звучали призывы приостановить эксплуатацию Як-42. Впрочем, аналогичные предложения были и после катастрофы Ту-134 под Петрозаводском и Ан-24 в Иркутской области. Однако власти не пошли на такие меры, поскольку подобный запрет парализовал бы авиаперевозки в Сибири и на Дальнем Востоке. В результате было принято решение ужесточить требования к эксплуатации судов данного типа и установить системы предупреждения столкновения с землей и в воздухе.
По данным Росавиации, в настоящее время российские авиакомпании эксплуатируют 1,411 тысячи воздушных судов отечественного производства: 533 самолета и 878 вертолетов. На Як-42 приходится 51 крылатая машина.
Большинство российских авиаперевозчиков еще до катастрофы под Ярославлем начали выводить Як-42 из своих парков. Так, например, в первой половине 2011 года авиакомпания «КрасАвиа» заявила, что будет менять старые советские самолеты на чешские L-410.
Один из крупнейших эксплуатантов Як-42 на постсоветском пространстве — «Саратовские авиалинии» — в связи с участившимися аварийными ситуациями также принял решение о выводе этих самолетов из эксплуатации и замене их на ATR-72 или Bombardier Q400. «Авиалинии Кубани» планируют вывести Як-42 из своего парка после завершения летнего периода, а авиакомпания «Татарстан» уже практически завершила эксплуатацию Як-42, заменив их на новые Airbus 319.
Самолет Як-42 был разработан конструкторским бюро Яковлева в середине 1970 годов как замена Ту-134 для полетов на ближнемагистральных маршрутах. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1980 году. За время серийного производства — с 1980 по 2002 годы — было собрано 194 самолета, последний из которых был поставлен заказчику только в 2009 году. Разбившийся под Ярославлем самолет был построен в 1993 году.
За прошедший год со дня трагедии Ярославль и его хоккейный клуб пережили многое, но теперь в Ярославле снова будут играться матчи Континентальной хоккейной лиги. Сразу же после случившейся авиакатастрофы руководство КХЛ приняло решение приостановить чемпионат на несколько дней, о дальнейшей судьбе команды никто в тот момент и не думал. Вскоре было принято решение, что "Локомотив" вернется в КХЛ только в сезоне-2012/13, а текущий сезон команда пропустит.
Церемония прощания
Свой самый первый матч после сезона-2010/11 в КХЛ команда провела 6 сентября 2012 года в Новосибирске. "Локомотив" вышел на лед и провел первые минуты под скандирование "Локо, Локо" со стороны местных болельщиков. Команда одержала убедительную победу со счетом 5:2.
"Локомотив" начинает сезон с самого сложного выезда в КХЛ - по маршруту Новосибирск-Хабаровск-Новокузнецк. Первый матч на родном льду "Арены-2000", где сейчас играет молодежный "Локо", состоится 16 сентября - "Локомотив" примет подмосковный "Атлант". А в начале октября новая команда отправится на матч в Минск, откуда не вернулся тот "Локомотив", который помнит весь город.
В Ярославле День памяти погибших начнется с божественной литургии в главном Успенском соборе Ярославля. Днем запланирован "Марш тишины". Ровно в 16:05 - время, когда произошла катастрофа, - память спортсменов почтут минутой молчания. Траурный митинг состоится и на месте крушения лайнера - там установлен мемориал.