Знаток желаемого завтра
1 сентября 2012, 14:12 [«Аргументы Недели», Александр Тихомиров ]
После того как стало ясно, что Институт современного развития лишился статуса "мозгового центра" при президенте России, а затем и вовсе оказался на обочине российской политики, его руководители находятся, что называется, в творческом поиске.
Несмотря на заявления о том, что ИНСОР будет только наращивать свою деятельность, развивать новые направления деятельности и т.д., официальный сайт организации выглядит достаточно уныло, глава ИНСОР Игорь Юргенс решил плотней заняться бизнесом, а его ближайший сподвижник Евгений Гонтмахер пробует себя в качестве эксперта по самым разным вопросам.
Гонтмахер вступает в Комитет гражданских инициатив экс-министра Алексея Кудрина, рассуждает в эфире радиостанций и в печати о пенсионной реформе, о возможной потере Россией своей конкурентоспособности, о назначениях в правительстве и ситуации в российском футболе, и т.д. и т.п. Одним словом, пытается снова стать востребованным со стороны хоть кого-нибудь. Лучше, конечно, со стороны высших эшелонов власти.
В 90-х и начале 2000-х годов Гонтмахер уже был там. С 1992 по октябрь 1993 - начальник управления в Министерстве труда РФ; с октября 1993 по апрель 1994 гг. - заместитель министра социальной защиты населения РФ; в марте 1994 г. был назначен заместителем председателя Совета по социальной политике при Президенте РФ (впрочем, пробыл там также не очень долго); возглавлял Департамент социального развития в правительстве РФ, а весной 2004 почти два месяца занимал пост первого заместителя министра труда и социального развития. Одним словом, на одном месте долго не засиживался, но в целом очень гордился своими достижениями в этот период.
Евгений Гонтмахер - выпускник географического факультета МГУ, свято уверовавший в невидимую руку рынка и решившего стать либеральным экономистом. Впрочем, прославился он своими апокалиптическими прогнозами. В 2008 году он опубликовал в "Ведомостях" статью "Новочеркасск-2009", в которой, как он сам пояснил, попытался "смоделировать ситуацию, которая со все большей вероятностью может реализоваться где-нибудь в глубине России уже в самое ближайшее время". Собственно, речь шла о том, как "малый бизнес, бурно развивавшийся в конце 80-х — в 90-е гг. благодаря предпринимательской активности бывших инженеров, конструкторов и чиновников, в 2000-е гг. перестал расти из-за мощнейшего административного пресса", после чего восставший народ захватил власть в городе, а затем и в стране...
Окончательно Гонтмахер нашёл себя в сообществе таких же как и он "группы экономистов", объединившихся в рамках Сетевой Институционалистской Группы Модернизационного Анализа (СИГМА), "чтобы диагностировать состояние и тенденции развития российских экономических и социальных институтов, предлагать пути институциональной модернизации России", а затем и в ИНСОРе.
Собственно, вся деятельность этого "мозгового центра" свелась к пророчествам Юргенса и Гонтмахера о грозящем России крупномасштабном кризисе, от которого страну могут спасти только их гениальные предложения. Впрочем, их основной аудиторией стали чрезмерно подверженные апокалиптическим настроениям читатели. Эксперты же воспринимали выходящие под лейблом ИНСОР откровения скорее как забавные и фантастические. А как иначе понимать предложения об отзыве признания Южной Осетии и Абхазии (без которого Грузия не станет "другом России"), тотального сокращения армии с дальнейшим объединением с НАТО, раздробления правоохранительных органов, "уничтожения" КПРФ и ЛДПР для "настоящей политконкуренции" - с приправой из медиакратии "как в девяностые".
Разумеется, что все эти советы и прогнозы не были востребованы основным заказчиком - тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым, который, как кажется, вообще постарался забыть о существовании "мозгового центра". Однако сотрудники ИНСОР, разумеется, списывают всё на происки неких враждебных им сил.
Гонтмахер сейчас продолжает заниматься тем, что рассказывает о своих достижениях в 90-е (например тем, что предложил ввести понятие "прожиточный минимум") и нещадно критикует действующую власть, которая всё делает не так как надо. А как надо, знает только он. Вот только никто почему-то не желает прислушиваться к его ценным советам…