Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Реанимация производства

, 12:00

Как оживить промышленность Волгоградской области с помощью правильных законов? Ответ на этот вопрос знает Вадим НОВИКОВ. В 1994-1998 годах он был заместителем председателя комитета Волгоградской областной думы 1-го созыва по экономической политике, а в 1999-2004 годах - председателем комитета Волгоградской городской думы по экономической политике. Зачем изобретать велосипед, если всё что сегодня нужно, лишь достать это задвинутое в угол средство передвижения, сесть и поехать. Было бы желание.

 

О чём забыл нынешний губернатор

 

Люди помнят, что поступательное развитие СССР обеспечивалось плановой экономикой. План был синонимом закона! Однако главным вопросом значился – где взять деньги  для реализации планов? В Советском Союзе это решалось просто – по командам из министерств и ведомств большая часть прибыли заводов и фабрик шла на развитие производства. Именно это обеспечивало ежегодный рост ВВП до 10-12%. Сейчас о таком росте правительство России может лишь мечтать.

В начале 90-х  Ельцин по совету американских «друзей» осуществил мгновенный переход от плановой экономики к самой дикой форме капиталистического рынка. Это и стало первопричиной кризиса и падения производства. Казалось бы, что может сделать региональная власть в условиях «беспредела» «лихих 90-х годов», когда сама Россия находилась в шаге от развала на «удельные княжества»?

Первым парламентариям нашего региона все же удалось за счет мозгов и политической воли изыскать способы возрождения производства.

 

Региональная борьба с общероссийской налоговой дурью

 

Налоговая нагрузка в современной России  (40%) является одной из наиболее высоких в мире и объективно препятствует не только развитию экономики, но снижает доходы в бюджет! Однако простое снижение налогов – не выход. Надеяться на то, что новые «владельцы заводов, газет, пароходов» будут добровольно вкладывать большую часть прибыли в развитие производства, было бы наивно. Потому что Ельцин в начале 90-х разрешил олигархам без учета вывозить из страны и природные ресурсы, и деньги.

Первыми депутатами Волгоградской региональной думы было изобретено средство борьбы с «общероссийской налоговой дурью» на уровне области. Было решено снизить налог при условии, что высвободившиеся деньги пойдут на модернизацию и развитие производства. А чтобы все было без дураков, ставки региональных налогов снижались по факту роста производства и реализации продукции. Принцип «больше произвел и реализовал – меньше ставка налога» был внедрен в областной налоговый закон с 1 января 1994 года и действовал до 2000 года для всех категорий промышленных предприятий. Использование изобретения дало положительный результат. Падение производства в Волгоградской области было остановлено на  год раньше, чем в среднем по РФ. При этом увеличивались доходы в бюджет – за счет дополнительного роста производства!

Советский принцип - прибыль должна большей частью вкладываться в развитие – был законодательно использован с 1997 года  в зонах экономического развития (ЗЭР). Все участники зон имели равные льготы и одинаковые условия вхождения на льготную территорию. Участники в обмен на «обнуление» ставок налогов на имущество, землю и прибыль обязывались 50% прибыли вкладывать в производство. Якобы «выпадающие доходы» при этом компенсировались за счет налога на добавленную стоимость и «подоходного» налога при росте производства всего в 1,5 раза. А по факту рост производства в ЗЭР в течение 2—3 лет составил от 1,5 до 2,5 раз, а на заводе «Красный Октябрь» — примерно в 5 раз!

Более десяти зон были утверждены в 1997-98 годах в виде региональных законов. Они действовали до 2007 года и в существенной мере помогли оживить производство на ряде крупных заводов Волгограда («Красный Октябрь», «Аврора», оборонное производство тракторного завода и др.), сохранить свыше десяти тысяч рабочих мест, а также поднять Алексеевский район Волгоградской области.

 

Советский опыт успешно применил Китай

 

Рекордный объем инвестиций в экономику и ежегодный рост ВВП 10-12% демонстрирует Китай. Доходы в бюджет страны ещё в 2009 году превысили  триллион долларов – в 3 раза больше, чем в РФ.  Каким образом?

В многочисленных специальных экономических зонах, зонах экономического и технологического развития суммарная ставка налога – от 7 до 10% - одна из самых низких в мире. Ставка налога на прибыль (33%) «обнуляется», если прибыль снова направлена, то есть, реинвестирована в производство.

Но главное: принцип «низкие ставки налогов в обмен на реинвестицию прибыли в производство» - суть налоговой политики правящей партии Китая - распространяется на все новые высокотехнологичные, экспортно-ориентированные производства на всей территории КНР! Китай успешно применил советский опыт!

 

К чему привёл волюнтаризм слуг народа

 

Казалось бы, положительный результат в отдельно взятой области – налицо! Однако нашлись «деятели», которые изменили с 2000 года прогрессивное налоговое и инвестиционное законодательство Волгоградской области. Закон о ЗЭР действовал до конца 2006 года.

Правда, в дальнейшем, опомнившись, они ввели в областной закон «О ставках по налогу на прибыль организаций» аналогичный принцип «больше налогооблагаемая база – меньше ставка налога». Замечательный принцип! Но льготные ставки по налогу распространяются лишь на отдельные, единичные организации, прошедшие «фильтр» областного совета по инвестициям. Любой такой «фильтр» провоцирует коррупцию и снижает количество инвесторов в десятки и сотни раз! За последние три года преференции получили  только корпорации типа «ЛУКойла» и «Еврохима», тогда как раньше льготы могли получать все, кто хотел - десятки тысяч малых, средних и крупных предприятий!

Ухудшение качества экономических законов дает отрицательный результат не моментально. Аукнулось в последние годы. Волгоградская область стала лидером в антирейтинге по  коррупции, а по уровню жизни людей, росту производства и инвестиционной привлекательности занимает последние места.

Между тем, исправить ситуацию можно. Первым шагом в этом направлении должно стать восстановление прогрессивной налоговой системы 90-х в полном объеме  – для этого достаточно исключить «фильтр» в форме областного совета по инвестициям (в части налоговых льгот) и распространить принцип «больше налогооблагаемая база – меньше ставка налога» с налога на прибыль на другие налоги. Налоговые стимулы роста производства и доходов в казну при этом должны быть распространены на все категории товаропроизводителей. А также снова запустить закон о ЗЭР в новом качестве, соответствующем действующему федеральному законодательству.

 

Почему чиновники против увеличения доходов казны

 

Предложения в форме дополнений и изменений законов Волгоградской области были направлены мною на имя губернатора. Никаких разумных возражений в ответах, переадресованных и подписанных министром экономики регионального правительства Эльвиры Лагутиной, не последовало. Однако нет и положительного решения.

По моему мнению, чиновники не желают продвигать предложения по причинам субъективного свойства. Фактически же бюрократы выступают против масштабного увеличения налогооблагаемой базы, сиречь доходов в казну! Или они на самом деле полагают, что предельные ставки налогов позволяют добиться максимальных доходов в бюджет? Но азы экономической теории (кривую Лаффера) знают даже студенты-«троечники» экономических специальностей!

Между тем, из численных расчетов сотрудников КСП Волгограда и опыта СССР, Китая, нашего региона 90-х годов следует – предлагаемые поправки в законы позволяют по факту увеличить доходы казны уже на второй год!

В качестве альтернативы и панацеи от всех бед  премьер регионального правительства г-н Храмов ратует за создание «технопарков» на основе закона Ставропольского края от 2009 года № 98-кз. Вместо одного «фильтра» ставропольский закон предполагает несколько! А главное – речь идет опять об индивидуальном подходе к инвестору, фактически об индивидуальных налоговых льготах, которые к слову запрещены Налоговым кодексом РФ! При запредельном уровне коррупции в нашем регионе нам категорически противопоказаны законы непрямого действия типа ставропольского № 98-кз.

Спасение региональной промышленности в снижении налоговой нагрузки, но так, чтобы высвободившиеся от снижения налогов  средства были целевым образом направлены на модернизацию и расширение производства.

Подытоживая все озвученные мысли, единственным условием уменьшения ставки налога для всех предприятий региона должно стать увеличение налогооблагаемой базы по определенному алгоритму. Для всех инвесторов на территории региона - одинаковые налоговые льготы. Для всех участников ЗЭР  - дополнительные, заранее известные и одинаковые налоговые льготы. Но при этом участникам выставляются два дополнительных  условия – реинвестиция прибыли и нахождение производственной базы участника внутри зоны.

Все это должно быть закреплено в законах прямого действия, то есть не должно зависеть от желаний чиновников и депутатов.

То, что предлагаем мы со сногсшибательным эффектом действует в Китае, и успешно работало в Волгоградской области в недавнем прошлом!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram