От коммунальной бездны Волгоград ещё можно спасти, но надежд на это мало
9 августа 2012, 10:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
На федеральном уровне несколько лет назад приняты решения, которые в ближайшие годы сделают «убыточные» МУПы мечтой олигархов.
Если в Советском Союзе капитальный ремонт коммуналки всегда проводился за счет бюджета, то в соответствии с федеральным законом ФЗ-210 от 2004 года эта проблема переложена на жителей России.
Вот конкретный пример реализации закона. Согласно постановлению администрации Волгоградской области от 23.11.2009 № 420-п, надбавка к тарифу за воду включается в коммунальные платежи, начиная с 2011 года. Если в 2011 надбавка была всего два рубля за кубометр воды (20% от тарифа), то далее она будет расти и через несколько лет многократно превысит сам тариф. То же самое будет и с другими видами коммунальных услуг.
«Акулы капитализма» уже бросились в битву за «лакомые куски». Будут ли «добрые дяди» модернизировать или нет коммуналку в случае её приватизации - неизвестно. Также возможен дополнительный рост тарифов, несмотря на наличие всех бюрократических органов по их регулированию. Частник всегда заинтересован в максимальной прибыли! Если с муниципальных организаций могут строго спросить власти всех уровней, то с крупной частной корпорации это сделать проблематично. В большинстве цивилизованных стран коммунальные предприятия находятся в собственности муниципалитетов.
Стоит ли сегодня продавать активы, которые завтра станут золотыми?
Что касается долгов – существует несколько способов их погашения. Можно продать непрофильные активы, стоимость которых оценивается в один миллиард рублей. По мнению экспертов без ущерба для управления можно сократить расходы на содержание городских чиновников на 0,6 млрд. рублей в год. В конце концов, у Волгограда есть огромный финансовый ресурс – это земля, которой надо только грамотно распорядиться. Последнее слово здесь не за губернскими чиновниками, а за городскими депутатами, для которых это шанс сохранить уважение земляков.
В случае, если вслед за теплоэнергетическим хозяйством будет проданы за долги «Горводоканал» и другие МУПы, Волгоград просто потеряет все свои функции муниципалитета. В ведомстве города останется только уборка улиц, ремонт дворов, образование, да и только. Тогда какой смысл в существовании администрации Волгограда и Волгоградской городской думы? Дешевле будет обходиться без них. По крайней мере, можно сэкономить 10% бюджетных средств, которые тратятся на «управление».
Не лишним будет заострить внимание горожан на стратегической проблеме, которую обязаны были решать нынешние депутаты.
Городское теплоэнергетическое хозяйство, водопровод и канализация за период 2004-2012 гг окончательно обветшали. Физический износ достиг 70% и более. Без дорог жить – плохо, но можно. Без тепла, воды и электричества – нельзя. Депутаты должны были заниматься вопросами модернизации «коммуналки» в первую очередь. Тем более что этого требовал федеральный закон ФЗ-210 от 2004 года, о котором городские парламентарии должны были знать.
В начале января 2009 для этих деятелей прозвучал первый звонок. Тогда без тепла на три дня в Кировском и Центральном районах города-героя остались десятки тысяч человек. В начале 2011 года из-за аварии в тепловом хозяйстве мерзли уже около 30 тысяч жителей Тракторозаводского района.
Между тем, на «Красном» «холодомора» не будет. Только нынешние депутаты здесь не причем. Волгоградский горсовет народных депутатов 2-го созыва (1999-2004 гг) принял в 2002 году «Программу энергосбережения Краснооктябрьского района Волгограда». Проект по собственной инициативе подготовила тогдашняя районная администрация. Финансовым источником программы стал льготный кредит (Мирового Банка Реконструкции и Развития) и средства городского бюджета. Гарантом кредита выступили Правительство РФ и областной бюджет. По мнению главного волгоградского эксперта в сфере ЖКХ, экс вице-мэра Олега Капустина эта программа стоимостью 10 миллионов долларов успешно реализована.
В результате десятки километров ветхих сетей теплотрасс были заменены высокопрочными, долговечными трехслойными трубами нового поколения, модернизированы районные котельные, смонтированы новые тепловые пункты и сделано многое другое. Что в целом гарантировало на годы вперед жителям района тепло в их домах даже в самую морозную зиму!
Но «великий почин» нардепов горсовета 2-го созыва нынешними «слугами народа» подхвачен не был. В результате велика вероятность продолжения аварий в тепловом хозяйстве почти всех районов Волгограда и дополнительные затраты на аварийный ремонт.
Вадим НОВИКОВ,
председатель комитета по экономической политике Волгоградского горсовета 2-го созыва (1999-2004 годы)