Мининград – город, который мог быть
2 августа 2012, 10:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Настоящая жизнь «во всех ее остроугольных прелестях»
Наш город предлагалось назвать именем Сергея Константиновича Минина. Но прошло время, и теперь оно вряд ли знакомо основной части населения современного Волгограда. Сегодня, пожалуй, знают его лишь историки и краеведы. А между тем, 29 июня 2012 года исполнилось 130 лет со дня рождения С.К. Минина, человека, игравшего большую роль в общественно - политической жизни Царицына начала ХХ века.
Его отец – священник, затем протоиерей Успенского собора посада Дубовка, мать - учительница. Сергей Константинович в своих воспоминаниях писал впоследствии: «Четырех лет я выучился читать. Словом, неграмотным себя не помню. Учиться отвели, как водится, в церковно- приходскую школу. Отец мечтал сделать из меня священника, по своему образу и подобию. И мать не перечила. Только заботилась, чтобы я все науки, и светские и духовные, постигал одинаково прилежно. Так я, ублажая желания отца и матери, успешно окончил духовное училище в Камышине и семинарию в Саратове… Пересилило влияние матери… Осенью 1903 года я уже был студентом историко – филологического факультета Юрьевского университета.. Тут – то, в университете, я и увидел настоящую жизнь во всех ее остроугольных прелестях».
На студенческих диспутах часто звучали и речи политического содержания, и вскоре в студенческом портфеле Минина появилась пропагандистская политическая литература. Войдя в состав одной из социал-демократических групп и открыв в себе способности незаурядного пропагандиста, Минин приобрел ораторский опыт на нелегальных собраниях, но довольно скоро оказался в разряде «неблагонадежных» студентов и вынужден был оставить университет.
Ссылка в Дубовку и университеты в Австрии
В 1905 году он появился в Царицыне и вскоре вошел в состав царицынского комитета социал-демократов. А вскоре активный и авторитетный Минин стал фактическим его руководителем. Дальше его жизнь будет проходить под неусыпным надзором полиции, не выпускавшей его из виду вплоть до Февральской революции 1917 года.
Первый легальный митинг, устроенный Царицынским комитетом РСДРП, состоялся 14 ноября 1905 года и собрал около 800 человек. Выступавший на нем вместе с депутатом 3-й Государственной Думы, царицынским врачом Николаем Сергеевичем Розановым, призывавшим к борьбе с правительством, Минин также говорил о необходимости этой борьбы с целью созыва Учредительного собрания.
Царицынский комитет действовал все активнее и вскоре, 13 декабря 1905 года, на митинге в железнодорожном депо Минин вместе с другими выступавшими был арестован. Он впервые оказался в тюрьме. Судебная палата приговорила его к году и десяти месяцам тюремного заключения, а в 1907 году Минина определили под поручительство отца на поселение в Дубовку.
Российские университеты для него были закрыты ввиду его политической неблагонадежности. Стремясь завершить образование и опираясь на финансовую помощь родителей, в 1908 году Сергей Константинович отправился в Австрию, где стал студентом юридического факультета Венского университета. Однако в 1910 году общественно – политическая жизнь в России оживилась. И Минин в июле 1910 года вновь появился в Царицыне, где с мая начал выходить легальный журнал «Поволжская дума», который «на паях» учредило разделявшее взгляды социал-демократов крыло царицынской интеллигенции. Товарищи Минина со временем превратили журнал в свою политическую трибуну.
Новый арест Минина последовал 20 сентября, а неделю спустя его уже везли этапом в Архангельскую губернию, в глухой северный беломорский городишко Мезень, в ссылку. Лишь в январе 1914 года Минин вернулся в Царицын, но не надолго. 20 июля 1914 года, с началом Первой мировой войны, в газете «Волго-Донской край» была опубликована антивоенная статья Минина. Результатом стала ссылка в Сибирь, в Енисейский уезд.
События Февральской революции застали Минина в Москве. Он стремился в Царицын. И вскоре был направлен в наш город как представитель Центрального комитета большевистской партии и как председатель городского комитета РСДРП(б), вошел в состав исполнительного бюро Совета рабочих и солдатских депутатов.
Царицын – идиллия социального мира
Минин был прекрасным оратором, обладал ярким литературным талантом. Его статьи были образцом тогдашней публицистики: образной, энергичной. Впоследствии С.К.Минин написал книгу воспоминаний о работе в Царицыне «Город – боец», изданную в 1927 году и ставшую ныне библиографической редкостью.
Книга чрезвычайно интересна и сегодня, поскольку написана и очевидцем и участником жизни нашего города, в том числе и в переломном 1917 году: «Февральская революция застала меня в Москве. Но через несколько дней после переворота я стал получать телеграммы от старых соратников с приглашением опять приехать в Царицын…Город… разочаровал меня своей внешностью. Правда, кое - где виднелись революционные плакаты. У входа в аудиторию «трезвости», где еще в 1905 году бывали митинги, свободно стояли красные знамена. Но это не то, этого слишком мало… В городе царила идиллия социального мира. Буржуазия была несколько революционней, а меньшевики и эсеры несколько буржуазней, чем в других городах. Буржуазный исполком опирался на учебный студенческий батальон и не интересовался тремя пехотными полками гарнизона. Меньшевики и эсеры заседали в бюро Советов, в буржуазном комитете, где сравнительно легко получили восьмичасовой рабочий день..., и не считали необходимым почаще заглядывать на заводы и в рабочие кварталы».
Однако скоро, летом 1917 года политическая обстановка в Царицыне оказалась накалена до предела, а Минин арестован по дороге на YI съезд партии, отправлен в саратовскую тюрьму, откуда вскоре освобожден солдатами 141 – го полка, переведенного из Царицына в Саратов.
Власть переменилась
К осени 1917 года все изменилось и большевики стали хозяевами положения в городе. В августе 1917 года С.К. Минин был избран Городским Головой, и даже Городская Дума стала большевистской.
В 1917 году Минин – председатель Царицынского комитета РСДРП(б), председатель Постоянного Президиума Царицынского Совета. В конце 1917 года он возглавил созданный на правах отдела Совета штаб обороны Царицына.
В июле 1918 года штаб обороны был преобразован в военный комиссариат, а в июле в Царицыне был создан Военный совет Северо – Кавказского военного округа и Минин становится членом Военного совета СКВО, а затем – членом Реввоенсовета 10–й Армии, членом РВС Южного фронта.
Поселок, улица, дом
Деятельность Минина в первой половине 1919 года связана со Свердловском, там он заведует отделом управления НКВД. Летом 1919 года становится членом РВС 10–й Армии, в январе – мае 1919 года – председателем губернского Ревкома Екатеринославщины, с мая 1919 года он - член РВС I –й Конной Армии.
О том, как воевал этот сугубо штатский человек, говорит такой факт: за боевую деятельность в I – й Конной армии (с мая 1920 года по май 1921 года) Минин был награжден золотыми часами, а в 1929 году – орденом Красного Знамени. В мае 1921 года он был назначен помощником командующего вооруженными силами Украины и Крыма по политической части. После окончания Гражданской войны С.К. Минин - ректор Коммунистического и Государственного университетов, член Северо – Западного Бюро ЦК ВКП (б).
С Царицыном он простился навсегда в 1919 году. Написанная им пьеса «Город в кольце», посвящена обороне Царицына в 1918 году. Она с успехом шла на сцене местных театров. Переиздана в 1958 году в сборнике «Первые советские пьесы».
7 января 1925 года хутор Ново – Николаевский, расположенный на южной окраине Царицына получил новое название: поселок им. С.К. Минина, а в ноябре 1931 года в городе появился Мининский район (ныне – территория Советского района).
В день 90-летия со дня рождения, в Дубовке, на улице имени С.К. Минина, на стене дома, в котором он родился , где прошли его детские и юношеские годы, была открыта мемориальная доска.
Антонина ФИЛИППОВА,
вед. научн. сотрудник
музея-заповедника «Сталинградская битва»
Бокс: мининские сторублевки
Старинное здание, в котором с марта 1918 года размещался штаб обороны, сохранилось. Ныне в нем работает Мемориально – исторический музей. Сегодня в его экспозиции представлены материалы, отражающие и работу штаба обороны, и деятельность его руководителя - С.К.Минина, в том числе и временные кредитные билеты Царицынского городского самоуправления. Они выпускались достоинством от одного до 100 рублей. На каждом из них стояла подпись «Городской голова С. Минин». Эти деньги в народе назвали «мининками».