Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Смоленский суд послал сигнал Дмитрию Медведеву

, 13:34

Беспрецедентный приговор Таисии Осиповой, когда смоленский суд оказался вдвое суровее прокуратуры и при весьма сомнительных доказательствах засадил девушку на 8 лет, стал не просто еще одним скандалом, связанным с российским правосудием. При ближайшем рассмотрении можно заметить еще одну деталь: смоленский суд фактически вынес приговор бывшему техническому президенту.

О приговоре самой Таисии Осиповой сказано так много, что повторяться уже не имеет смысла. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, чего стоит приговор по обвинению оппозиционерки, активистки «другой России», отхлеставшей в свое время гвоздиками по физиономии самого губернатора, в хранении и сбыте двух пакетиков героина, состряпанное оперативниками смоленского Центра по борьбе с экстремизмом. Собственно, одного того, что политическая полиция вдруг стала проводить контрольные закупку наркотиков у оппозиции, а понятыми в этом тёмном деле выступили три нашистки, хватило бы в любой цивилизованной стране, чтобы поставить обвинение под сомнение.

Россия – не «любая цивилизованная страна», и законодательная ветвь власти у нас самодеятельностью не занимается. Если охранное отделение считает, что оппозиционер достоин тюремной шконки, то так тому и быть. Наркотики тут большой роли не играют. Вон, Яшина и Навального вообще обыскивали как свидетелей (что-то совершенно новое в мировом праве!) беспорядков на митинге, который еще даже не состоялся – и что? Суд все признал законным. Но даже по нашим меркам ситуация, когда прокуратура просит четыре года, а судья дает восемь, выглядит несколько экзотичной!

Однако и это мало кого удивило бы у нас сейчас, если бы не особая пикантность, которую придало решению суда вмешательство Дмитрия Медведева, по чьей инициативе дело было пересмотрено и оставлено практически без изменения.

Будучи формальным главой государства, Медведев не раз говорил, что президенту нельзя оказывать влияния на суд, поскольку суд у нас формально инстанция независимая. Конечно, речь шла только о тех случаях, когда кого-то можно было оправдать. Если речь шла о наказании, президент раньше любого суда и следственных органов находил виновных и требовал закатать их по-полной не раз. Будь то владельцы «Хромой лошади», «Булгарии» или просто отечественные самолеты, упавшие по так и не раскрытым до сих пор причинам.

Но тогда Медведев был президентом (или, если угодно, хранителем президентского кресла) и к нему прислушивались. Сейчас же его даже минимальная самостоятельность в качестве премьера вызывает диссонанс и какофонию в стройном оркестре Вертикали и подконтрольное настоящей власти медиа пространство уже наводнила неслучайная злая критика в его адрес, малоизвестные авторы которой неустанно доказывают, что как премьер - Медведев никто и имя ему никак, и правительство у нас никакое, и чем быстрее он оставит свой не по размеру большой стул, тем лучше будет для страны.

Не будем давать оценку таким огорчительным для недавнего президента суждениям. Учитывая, что новое правительство пока еще не сделало НИЧЕГО ни хорошего, ни плохого, речь в очередной раз идет не о его просчетах, а о политической целесообразности, которая нынешнему президенту и его команде очевиднее. Но когда второе лицо в государстве показательно умывает никому не известный смоленский судья, это очень показательно.

Если и этот обидный сигнал останется Медведевым, пресс-секретарь которого уже заявила, что своего мнения по делу Таисии Осиповой он не изменил, непонятым, очень скоро последуют и другие, попонятнее. Не удивлюсь, если завтра в СМИ появятся возмущенные статьи, что камеры наблюдения ГИБДД зафиксировали у лимузина премьера превышение скорости, что совершенно недопустимо в демократическом обществе.

Единственное, что мы, в силу нашего невысокого положения, пока не можем  сказать уверенно, какой именно сигнал подает Медведеву Администрация: поскорее оставить пост-президентские иллюзии о самостоятельности, или вообще готовиться к смене рода деятельности. В конце концов, юристу и преподавателю с таким послужным списком у нас везде дороги открыты. От Сколково до Конституционного суда.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram