Аргументы Недели → Общество

Крест как зеркало нового русского бунта

, 17:39

Можно, конечно, придумать, чем провинился поклонный крест, установленный на въезде в далеком челябинском поселке Смеловский, который в ночь на субботу сначала просто спилили, а потом еще разрезали на куски.

Или объяснить, кому навредил мраморный Ельцин, которого тайные жители Екатеринбурга измазали синей краской, доведя до слез совсем не молодую вдову первого президента России.

Еще проще придумать, почему сайт омского областного ФОМСа оказался в ответе перед хакерами за приговор Pussy Riot.

Это и делают полные разнонаправленного, но одинаково праведного гнева оппозиционные лидеры, обвиняющие власть в провокации, и представители РПЦ, заявляющие, что Церкви объявлена война.

О, да, распопуляризированная стараниями СМИ медвежья услуга, оказанная в Киеве приговоренным московским панк-молельщицам, свою роль сыграла. Но надо отметить, что никто не удосужился спросить у полуобнаженной феминистки с бензопилой в руках, каким образом крест, установленный на майдане Незалежности во время событий оранжевой революции 2004-2005 годов, отвечает за решение Хамовнического суда Москвы. И вообще, знает ли прекрасногрудая Femen, кто, когда и зачем этот крест поставил.

Не удосужился, потому что знания в меню очередного поп-скандала давно уже не входят.

***

Много лет назад замечательный русский-советский психофизиолог Павел Васильевич Симонов рассказывал студентам, что в стае обезьян, в которой существует очень жесткая иерархия, рассерженный неважно чем вожак подзывает к себе стоящего ступенью ниже, бьет его и успокоенный отправляется заниматься более приятными делами. А побитый, чтоб снять обиду и унижение, находит младшего по рангу на одну ступень и навешивает тумаков ему, потому что старшему дать сдачи права не имеет. Так дело доходит до самой младшей обезьяны, которой не остается ничего другого, как пойти сломать какую-нибудь ветку, или разворотить муравейник, но только обязательно напакостить кому-нибудь такому, кто сдачи дать не сможет.

Вам это ничего не напоминает?

Мне так очень.

Сначала озабоченные народными страданиями от лидеров государства и РПЦ Pyssy Riot эпатировали десяток прихожан и охранников храма. Тут, правды ради, нужно констатировать: панк-молельщицы, подкованные на философском факультете МГУ и в общении со знатными политическими скандалистами арт-группы «Война», место для своего перформанса выбрали не случайное. Провокация цели своей достигла. Три кривоватых прыжка на солее, исполненные в разудалых балаклавах и цветных колготках, совместными стараниями возмущенной и восхищенной общественности быстро превратились в художественное произведение, достойное премии великого Кандинского.

Но широкая публика зарегистрировала только то, что за унижения народные Pussy Riot отомстили храму.

Дальше покатилось. В Киеве храм как предмет наказания за страдания народные преобразовался в крест. Жаждущие читателей российские СМИ популярно донесли до последнего жителя челябинской области, что спилив крест, прекрасногрудая протестантка выразила свою гражданскую позицию и отомстила за страдания Pussy Riot.

Что остается делать унылому, затравленному жителю полуразрушенного, забытого миром поселка, которому от властей всех уровней приходят тумаки в виде роста цен, от СМИ – страшилки про мировой кризис, захватившее власть голубое лобби, рост подростковых самоубийств и катастрофы всего, что движется, от соседей и родственников – подзатыльники и проклятья за невыполненные уроки? Ведь надо за все обиды дать сдачу.

Вот и найден беззащитный крест, который оказался в ответе. Перед всеми.

***

Кстати, доброй памяти Павел Васильевич Симонов советовал студентам, если хочется кого-нибудь побить, подойти к зеркалу, включить чувство юмора, и найти, куда деть свою агрессию, не назначая виноватого.

Ну, вы поняли.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram