Российские деятели политики и культуры остро отреагировали на приговор норвежскому террористу Андерсу Брейвику, положившему за идею фашистско-изоляционистского толка 77 ни в чем не повинных человек.
Многие видные россияне не согласились с приговором, парадоксальнейшим образом привязав его к приговору почему-то над все те ми же пресловутыми участницами группы Pussy Riot, ставшими просто мерилом уровня судебной системы для всех без исключения. «Приговор Брейвику - просто бред: примерно по 3 мес. за каждую смерть. А мы еще с вами российскую судебную систему ругаем!», - написал депутат Госдумы и журналист Александр Хинштейн в блоге. Вторит ему и российский журналист и издатель Ашот Габрелянов: «Брейвику дали 21 год в шикарных условиях. А вы все про Pussy Riot. Вон, посмотрите, как суд Норвегии стебется над гражданами своей страны», - кровожадно и алогично пишет блоггер.
Противоположного мнения придерживается известный защитник правовой грамотности и правового подхода к строительству государства известный адвокат, глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. «В жертву эмоциям, которые, естественно, возникали в связи с этим изуверским преступлением, не была принесена процедура рассмотрения всех дел. Нам бы поучиться у наших норвежских коллег исполнять тот закон, который имеется в настоящее время. Это торжество права», - уверен Резник.
Российскому обывателю, привыкшему, что «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло», и путающему понятия права и справедливости в силу несчастной истории страны, не всегда будут понятны решения европейского суда. Европейский суд, да и любой другой суд, основанный на праве, как на науке, всегда исходит из необходимости торжества закона. Закон должен исполняться, как бы мы к нему не относились, это приоритет, и если закон кажется плохим или несовершенным, его все равно следует исполнять, просто потому, что он Закон. Ничего умнее и лучше пока человечество не изобрело для регулирования общества, и вряд ли изобретет. Другое дело, что из тех или иных событий надо делать выводы, анализировать причины, и стараться впредь предотвратить их повторение, и менять законодательство, но только не в угоду частному моменту, а на основе серьезных исследований.
«Преступление Брейвика и его наказание ставят перед европейской правовой системой новые вопросы. Это вопросы справедливости наказания, его соразмерности преступлению. Они всегда будут возникать в «деле Брейвика», - пишет председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, и в этом вопросе с ней нельзя не согласиться.
Многие почему-то переживают, что Брейвик будет сидеть в условиях норвежской тюрьмы, где соблюдаются строго права человека – с тренажерным залом, компьютером с доступом к офлайн-версии «Википедии» и отдельным выходом во двор, так, будто изоляция от людей, лишение свободы не достаточное само по себе наказание. Голодное и убогое детство и настоящее многих россиян, увы, вынуждает их видеть в простом удовлетворении примитивных потребностей в еде и чистом отдельном помещении все, о чем можно мечтать.
«Брейвика изолировали от общества. Это не месть и не «перевоспитание». Какая разница, как он будет сидеть - с тренажерным залом или без», - пишет в Twitter журналист радиостанции «Эхо Москвы» Ольга Бычкова, представитель нового поколения, уже представляющего, в отличие от многих старших граждан, проживших в полной изоляции с мечтой «Увидеть Париж и умереть», насколько мир велик и разнообразен, и что главное – это спасти его, а не отомстить преступнику. Не мстим же мы сломанной машине или яме на дороге – главная задача, это сделать так, чтобы машины и дороги были надежными.
И уж тем более следует прежде всего оборотиться на самих себя - у нас потенциальных брейвиков и в книгах печатают, и СМИ, и с экранов телевизоров они спокойно вещают, и не изолируют их, а очень даже слушают и в гости приглашают. Только и несется отвсюду - "Россия для русских", "Москва для москвичей" и тому подобные перлы цивилизации ХХI века. И вместо того, чтобы сладострастно отправлять Брейвика в Куала-Лумпур отсиживать в земляной яме с парашей, может наладить нормальное человеческое существование в наших, отечественных СИЗО и тюрьмах? Увы, безнадежно понимаю, что идеи гуманизма не вызовут сочувствия.