Не стоит винить администрацию Русской православной церкви в чересчур лояльном отношении к нынешней власти, просит настоятель Петропавловской церкви, что в селе Павловское под Домодедовом, Дмитрий Свердлов.
Священник со страниц РБК напоминает, что Русь получила православие в готовом виде от поздней Византии, проповедовавшей «симфонию» Церкви и государства, когда оба выполняют разные подзадачи одной функции (Церковь заботится о духовном процветании нации, государство — о внешнем), а на практике вылилась в так называемый цезаропапизм — подчинение Церкви императорской власти».
Так Церковь жила почти тысячелетие, когда в 1917 году оказалась на грани уничтожения и выжила только «благодаря дорогостоящему и драматическому компромиссу митрополита (впоследствии патриарха) Сергия (Страгородского), во многом подчинившему Церковь нелояльному к ней государству», - продолжает отец Дмитрий.
Прожив семьдесят с лишним лет под руководством компартии, РПЦ встретила перестройку совсем не имея «опыта независимости от государства и без стратегии существования в новых социальных условиях».
Получив свободу, Церковь принялась залечивать раны, рьяно восстанавливать и строить заново храмы и монастыри. Священники практически переквалифицировались в прорабы, а РПЦ стали упрекать за излишнее внимание к «благоукрашениям» в ущерб проповеди.
Впрочем, и государство, признавшее себя правопреемником СССР, не спорило, что должно Церкви за чудовищные разрушения советского времени. Отсюда и квоты, и льготы, и экономические преференции, налоговые и административные послабления.
Церковь, напоминает отец Дмитрий, технически неспособна к существованию в автономном от государства режиме, предполагающему, так или иначе, конфликт интересов, к которому Церковь ни в малейшей степени не готова. Ее, как любого гражданина или юридическое лицо в любой момент можно прижать по технологии давления на малый бизнес. Двадцать лет назад у РПЦ была возможность подготовиться к автономному «плаванию», не требующему благосклонности власти, но для этого потребовалось бы ангажировать армию аудиторов и юристов, а тогда не осталось бы средств на византийские золотые купола.
Он напоминает, что еще в 2000 году командой нынешнего патриарха были разработаны и приняты «Основы социальной концепции РПЦ», в котором есть пункт, закрепляющий за Церковью право на акции мирного гражданского неповиновения в случае нравственной невменяемости государственной власти. Этот документ светское общество практически не заметило, а власти удивил, что уже тогда привело к некоторому напряжению.
С тех пор государство, которое не может допустить критику со стороны национальной христианской традиции, ведущей счет уже на тысячелетия, зорким оком следит за ситуацией, а Церковь окончательно утратила контроль над ней.
«В случае чего на помощь государству в деле контроля над Церковью придет компромат. Такой, по сравнению с которым «нанопыль», игумен на спорткаре и вся «информационная кампания по дискредитации» покажутся детским лепетом», - предупреждает отец Сергий.
«Церковь у нас большая, как и сама Россия, и водится в ней всякое. Это «всякое» она про себя знает и более или менее умеет с этим справляться. Но предъявленное свету сразу и под определенным соусом, «всякое» может вызвать такой конфликт, на который никто пойти не сможет», - уточняет священник.
Поэтому у РПЦ нет иного выхода, кроме как в той или иной степени поддерживать существующую власть. А это и нужно Кремлю.
«Не стоит винить церковную администрацию в сложившейся ситуации. Церковь попала в историю, которая началась не сегодня и не вчера. Мы несем последствия выбора, сделанного столетия тому назад. Пакт о капитуляции был подписан не нами, мы лишь присоединились к нему, получив его по наследству. Вместе с непреодолимой экзистенциальной любовью к золотым куполам», - просит священник.