Аргументы Недели → Общество

Скоморохи в балаклавах включили страшную линзу суда Времени

, 19:43

Главным событием прошедшей недели, несомненно, стал суд над участницами панк-молебна группы Pussy Riot, после которого общество на некоторое время впало в ступор, не зная, как реагировать на произошедшее.

После выходных граждане немного опомнились и осмелели – большинство на всякий случай девушек поругивает, но и сетует на жестокость приговора. Но высказаться не преминули все – от поп-артистов до депутатов Государственной думы и даже министра иностранных дел Сергея Лаврова.

Депутаты (конечно, те, что от «Единой России») в большинстве своем приговор поддержали, девушек заклеймили: «Все оказались единодушны в понимании того, что совершено дерзкое, наглое, осмысленное преступление», - высказалась в обычном своем стиле Любовь Яровая, глава комитета по безопасности и противодействию коррупции.  Дальше в том же духе. Некоторые, более осторожные депутаты, к примеру, Александр Хинштейн и Мария Максакова, заколебались и сочли приговор жестоким.

И министру Лаврову можно только посочувствовать – укрепляли-укрепляли положительный имидж России в мире, а тут все мировые издания выходят с первыми полосами, посвященными этим девицам, невесть откуда взявшимся. «Давайте не будем делать каких-то скороспелых выводов», - только и осталось министру сказать…

Поп- и не поп-артисты поделились на наших и западных, настоящие «наши» поп-артисты приставку «поп» и местоимение «наши» полностью и бесповоротно подтвердили, причем вне связи с творчеством, а скорее, с личными человеческими качествами, но были и сюрпризы – например, Сергей Лазарев не стал ломаться, а осудил жестокость, за что поклонники ему выразили респект и уважуху.

А некоторые граждане, такие, как журналист Максим Шевченко и артист Михаил Галустян умудрились так отреагировать на акцию, что получилось  осуждение яростное как самих девушек, так и жестокости суда – может быть, они самые дальновидные в компании?

Леонид Каганов создал к понедельнику мощную таблицу, в которую вошли как осудившие, так и поддержавшие, причем были и как безусловно, так и условно поддержавшие и безусловно и условно осудившие – условно тоже относятся к дальновидным – неизвестно, куда в России кривая может вывезти, вдруг завтра маятник качнется совсем в другую сторону…

Во Вселенной есть такие мощные объекты, которые создают вокруг себя столь сильное гравитационное поле, что оно искажает и позволяет увидеть древнее реликтовое излучение, испускаемое давно не существующими звездами, как сквозь сильную стеклянную линзу. Так и панк-молебен, что стало огромной неожиданностью, позволил увидеть в линзе многие древние, тянущиеся еще со времен крепостного права, а то и татаро-монгольского нашествия проблемы российского общества…

На такое способно только произведение искусства – оно начало жить своей жизнью, вне зависимости от создателей. Кстати, еще у Шекспира именно бродячие артисты рассказали Гамлету правду.

Яркие, напоминающие домашнее вязанье скоморошьи маски  стали пародией на страшные прорези для глаз в которые смотрит ОМОН, платьица напомнили латы и бронежилеты, но для кукол жизнерадостные цвета и умильные трикотажные колготки вошли в клинч с жесткостью и бескомпромиссностью слов песни. Современное искусство на то и современное, что использует непривычные методы и новые формы – перформанс, видео, странное пение, приемы акционизма. Во все времена новые формы искусства понять трудно, и судить о них можно только категориями «нравится - не нравится», а время покажет, что останется от него.

Многим, очень многим не понравилось, что песню свою Пуси исполнили в Храме, казалось бы месте для верующих. Но так ли свят Храм Христа Спасителя, стены которого лишь копия жестоко разрушенного символа победы русского народа? Призрак старого, разрушенного  Храма страдает и корчится в стенах нового конфетного здания, плачут по нему души умерших в застенках, да вряд ли не обошлось без нарушения многих христианских заповедей при строительстве новодела…

Может, как раз, лучшего места для панк-молебна и не найти??

Самое удивительное, что цели достиг и феминистский посыл, заложенный и в названии группы, и в панк-молебне. Многие, увы, многие мужчины стремятся навязать названию группы некие сексуальные оттенки, хотя самой первой ассоциацией всплывает «Уси-Пуси», которыми тыркают младенцев и неразумных существ. Не хотят девушки быть мягкими домашними кисками, образ которых так старательно навязывает им масс-культура: «Женское счастье, был бы милый рядом…». А уж поиск таинственных спонсоров выдает российских мужчин, увы, с головой  - ну почему они не верят, что женщина, тем более молодая, не всегда хочет быть товаром, а хочет сама испытывать счастье творчества и упоение в бою и темной бездны на краю???

Увы, кажется, российскому обществу в судорожных поисках национальной идеи попытались навязать уже один раз отброшенную идею «Православие, Самодержавие, Народность», бессмысленность и пыльность которой столь раздражает молодежь.

Ну что за Православие может быть, когда кругом всплывают какие-то духовники VIP-персон на шикарных авто (интересно, как VIP-персоны исповедуются, если они все про духовника знают, но не говорят, а духовник о них, но тоже не говорит), народ ломится к поясу Богородицы прикладывать к нему кошелек, и страшные дядьки Цапки с толстыми золотыми крестами жертвуют на Храмы после убийств, рассчитывая купить у Бога что-то (не прощение же, в самом деле) – это чистой воды система Суеверий, в которую отлично вписываются Трулльские соборы (название прелестное), случившиеся еще до всякого православия и крещения Руси. Евангелие читать – тяжело и муторно, проще создать Систему Суеверий и Бога Ритуалов, который запрещает ходить женщинам за заборчик и поражает каталепсией охранников от пятиминутного подпрыгивания пяти девушек. Нарушил Ритуал – в тюрьму, все просто и понятно.

Простота – вечный страшный соблазн России, так страшно, когда мир сложен, когда он непредсказуем. Куда удобнее попытаться заставить всех мыслить просто и убого, ведь не надо напрягать мозги, а это счастье. Есть у тебя хозяин, он тебе скажет, что и как делать, куда идти, как молиться, самому думать не надо, отвечать не надо  – рабство, тюрьма, армия с дедовщиной. Барин искренне заботится о своем слуге – ну почему этот странный дурак хочет сделать по-своему? Барин лучше знает, что правильно, на то у него и денег больше…

Увы, это простота крепостного права, чьи щупальца до сих пор хватают Россию за горло, не давая осознать, что История уже давно ушла вперед, и Время родило новых людей, которые не боятся, не хотят врать, и хотят жить в своей стране – вот она, простая национальная идея – «Хочу домой. И чтобы дом мой был удобным и уютным».

Молодежь хочет жить в своей стране, так же, как живут ее сверстники в мире, познавать на собственном опыте и строить собственный дом, быть индивидуальностью, а не винтиком, иметь возможность открывать собственное дело, заниматься собственной наукой, и радоваться Большому миру, огромному и разнообразному – и имеет право…

Но все еще впереди – рано или поздно, но все осознают, что права и суда у нас уже и не осталось – они истаяли, как дым. Вот когда это поймут не только те, на кого направлено оружие суда, но и те, кто пока упивается возможностью заказывать музыку и приговоры. Когда они почувствуют, что кто не успел, тот опоздал – придет Чума… Недаром неприятные возникают аналогии с революцией начала ХХ века в России – тогда тоже появились казавшиеся совершенно дикими формы искусства – гениальные, но малопонятные супрематисты, формалисты, конструктивисты. Однажды «Черный квадрат» уже позвал заглянуть в бездну.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram