Государство и революция: здравствуй, оружие?
6 августа 2012, 11:05 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]
В России эмоциональная составляющая реакции на то или иное событие слишком часто перекрывает рациональную. Граждане и власти тихо наблюдают, как у них прямо на глазах рушится судебная система и закон становится правом силы.
Гражданин, как показывает история, не перекрестится, пока не грянет гром – это повторяется из века в век, а в России, так просто с завидной регулярностью. Забывают граждане и другую народную мудрость, выстраданную многими поколениями россиян – бьют по роже, а не по паспорту, и надеются, что они-то уж ничего плохого не сделали – в заговорах олигархов не участвовали, взятки давали умеренно и только по делу, не воровали и не вскрывали чужое воровство, в храмах не плясали – упаси боже, даже крестятся регулярно и с правильной скоростью, на митинги не таскаются, по телевизору смотрят только мелодрамы, и в крайнем случае концерты отечественных поп-звезд (даже не «Дом-2»), в интернете смотрят только сайты про здоровье… Увы, он придет, и никуда от него не деться – Медленно Подлетающий Пипец, тот, кто бьет по роже, и потребует делиться, поскольку все стало можно, и он сильнее…
Государство в сознании отечественных граждан предстает неким отдаленным недобрым монстром, никак от них не зависящим, принимающим загадочные решения, но не слишком поворотливым – его спустили сверху марсиане, поэтому ни повлиять на него, ни договориться с ним невозможно, а можно только ловчить, ожидая, пока оно примет правильные законы, которые мы сразу кинемся соблюдать. А до наступления светлой поры каждый пытается хоть чуточку, да самоутвердиться за счет монстра – пройтись демонстративно по газону, выбросить мусор мимо урны, перебежать или проехать на красный свет – дело чести рядового россиянина.
А ведь государство – это та структура, которая скрепляет все общество, и призвано оно не подавлять, а соблюдать, блюсти определенные правила – законы, чтобы несознательные эгоистичные граждане друг друга не загрызли.
«Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах порядка» - так определяет государство забытый Энгельс.
В современной политологии основными целями государства полагаются сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Недаром этой материей занимались столь великие и известные мужи, как Платон, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Аристотель, Фома Аквинский, Радищев.
Увы, в современной России одно из лиц государства, причем самое важное – суд, стало приобретать удивительные черты, меняясь и искажаясь, как физиономия марсианина в «Марсианских хрониках» Брэдбери. Это уже и не совсем суд, а некая инстанция, призванная закреплять права сильнейшего из участников процесса. Увы, суд над панк-группой Pussy Riot, совершившей панк-молебен в Храме Христа Спасителя, показывает это вполне наглядно – процесс без внятного обвинения, прокурор, использующий вместо закона правила поведения в храме, причем принятые на заседании Трулльского собора в 692 году, когда православной церкви еще и в помине не было, безумные свидетели, видевшие событие «преступления» по телевизору или вообще в другом храме, охранник храма, заболевший на два месяца ступором после увиденного, какие-то фашиствующие Мотильды, не могущие сказать ни слова, не допускаемые в зал журналисты и свидетели защиты, использование в качестве вещественных доказательств стихов – это попросту расползание ткани государства, когда суд отстаивает право сильного.
«Суд продолжается, и кроме главного потерпевшего в нем, повторю, недостает еще одного элемента — содержания. Процесс политический, а о политике не говорят: нельзя. Сильно не хватает кого-нибудь, кто встал бы и произнес громким голосом: это труп судебной системы, глумление над судом», - так описывает свои впечатления Максим Осипов, врач и писатель, благотворитель, человек, отстроивший своими силами больницу в Тарусе, спасший множество больных.
Это, конечно, самый громкий процесс, после дела Магнитского, по которому проходит водораздел – до и после. Хотя все признаки исчезновения государства, суда и закона из мозгов тех, кто считает себя сильным – налицо. Это и Кущевка, где бандиты были уверены, что они вправе расстреливать мирных жителей, те же не уважили их должным образом, это и Сагра, где вооруженные молодчики не сомневались в своем праве отобрать то, что им было нужно.
А беспредел на дорогах? А бесконечно обманываемые дольщики? А выселяемые ни за что, ни про что, из совершенно честно приобретенных квартир граждане в подмосковном поселке? Можно перечислять и перечислять… Государство – это Шагреневая кожа, и если ее использовать не по назначению, она уменьшается на глазах. Не зря, наверное, депутаты вносят в Думу законопроект об оружии – где гарантия, что если суд защитить не сможет, не придется браться за самозащиту? Это ведь в нашей истории уже было…
«Смертные приговоры сыпались пачками, причем часто расстреливались люди совершенно невинные, старики, старухи, дети. … Расстреливали по подозрению в спекуляции, шпионстве. Достаточно было ненормальному в психическом отношении председателю ревтрибунала Демину во время заседания трибунала заявить, что ему подсудимый известен как контрреволюционер, чтобы трибунал, не имея никаких других данных, приговаривал человека к расстрелу…» - так описывал происходящее в одном из российских селений уполномоченный ВЦИК в 1919 году.
И граждане, рассчитывающие, что с ними ничего не случится, они-то ни в чем не замешаны, не должны удивляться, если вдруг в ближайшем будущем, к примеру, их зальет сосед, а им придется ему еще и ущерб выплачивать – он начальником окажется, или они пострадают на дороге, и сами окажутся виноваты – ведь автомобиль виновника ПДД будет дороже – право сильного…
«Абсурд, который происходит в наших судах, — он очень опасен. Опасен, потому что своей бессмысленностью и своей неподотчетностью духу закона, в грубом попрании человеческих и профессиональных норм он демонстративно разрушает основы государства. Ручное и телефонное управление судами — это тупик, это гниение и умирание. В нашей огромной, сложной, мучительно противоречивой стране окончательная утрата доверия к этой институции приведет к катастрофе, подобной той, что произошла, например, в 17-м году. И в перспективе эта опасность сейчас не менее серьезна, чем немедленная революция, к которой часто сегодня призывают в том числе и крайние левые, забывая, какие страшные бывают бунты на Руси», - встревожен Алексей Герман-мл., режиссер.
Поэтому неудивительно, что в Кирове виновника ДТП, сбившего трех подростков, один из которых скончался, пришлось охранять в больнице ОМОНу, после того, как его порезал отец погибшего мальчика, не верящий ни в какие суды.
Угроза самосуда, судов Линча, двоевластия и избрания гражданами собственных отрядов для самозащиты нависла над страной – а такое, хоть и не хочется пугать, без крови не обходится, увы.
Недаром видные представители адвокатского сообщества заявили, что дело Pussy Riot, их уголовное преследование противоречит закону и является шагом к разрушению правового государства в России, ибо нельзя судить за нарушения правил и традиций православной церкви. Известные юристы, такие как Генрих Падва и Юрий Шмидт опасаются, что их профессия может и не понадобиться в ближайшем будущем – революционные трибуналы адвокатов не используют.