Велика вероятность, что участницы группы Pussy Riot, устроившие скандальный панк-молебен в храме Христа Спасителя, жертвы большой политической игры, уверен профессор Московской духовной академии Андрей Кураев.
Причем в игре этой они даже и не пешки, а нечто меньшее, объяснил он "Новой газете", комментируя популярную гипотезу, обсуждаемую экспертами, которая утверждает, что заказ на панк-молебен исходил от третьеразрядных людей предвыборного штаба Владимира Путина, и пошел ему на пользу.
И неважно, уверяет отец Андрей, кто был непосредственным заказчиком и исполнителем акции: девушки в масках за месяц до выборов послали четкий месседж избирателям, которые не собирались идти на выборы: "Смотри, есть угроза твоей вере и Патриарху, хулиганки хамят кандидату №5 (Путин)!". То есть они задали вопрос с очевидным ответом - кому нужно отдать голос, кто защитит страну.
Эксперты же утверждают, что возможный организатор скандальной акции –руководитель департамента культуры Москвы, известный общественности как "человек Романа Абрамовича" Сергей Капков.
Однако, продолжает протодьякон, после акции ситуация пошла по незапланированному сценарию: жесткая реакция Патриархии, из-за которой конфликт вырос из локального, предвыборного перформанса в масштабный конфликт с участием многих игроков, а "постановщики" акции феминисток награды от властей не дождались. А когда в апреле стало очевидно, что каждое новое продление срока исполнительницам панк-молебна играет против Церкви, кому-то это, видимо, понравилось, и по стране покатилась полномасштабная антипатриаршая агиткампания.
Ведь за последний год патриарх Кирилл проявил себя как самостоятельный публичный политик, способный повести за собой толпу, и именно этим может объясняться выступление феминисток, спланированное противниками церкви, рассуждает Кураев.
И теперь, если по делу будет суровый приговор, наблюдатели обвинят Церковь в жестокосердии. Если же Pussy Riot получат условный срок или штраф, то тогда все скажут, что даже суд оказался милосердней РПЦ.
То есть, по мнению отца Андрея, сейчас для церкви главное, чтобы она упредила словами о милосердии судебный приговор. Иначе любой приговор сыграет против патриарха, предупреждает он.
Как это ни странно, с точкой зрения профессора Московской духовной академии совсем рядом находится позиция поэта, музыканта, философа, лидера ростовской панк-группы «Церковь Детства» Дениса Третьякова.
«Нужно ли сажать в тюрьму веселых «писек» за их радостное дрыганье ногами в ХХС? Ведь по сравнению с деяниями их западных коллег их шутовской молебен не тянет даже на штраф в пол норвежской кроны. Глупое дело. Глупое, мелкое, но нарочно раздутое», - рассуждает он в Живом Журнале.
Панк-философ не задумывается, кто именно раздул эту историю, для него ясно «только, что это кто-то из местных. Не америкосы. Они еще толком не проснулись в этом деле».
«Видно же, что безобидное пиписькино выступление, которое поначалу никто и не заметил, прекрасно легло в бесконечную тему обсуждения исчезнувших патриарших часов и нанопыли в его квартире. А это, кажется, была старая тема некоторых кремлевских товарищей, озабоченных чрезмерным возвышением Кирилла. Строго говоря, тема пыли так и останется пылью, а глупое и поначалу мелкое дело писек, патриарха скорее всего доканает. Старик попал на классическую разводку и влез в скандал, которого, при всем желании, не способен был избежать», - объясняет Третьяков.
«Но, проблема, как всегда, не в патриархе. Проблема в том, что били по Кириллу, а … накроется весь «долгожданный общественный консенсус», - предупреждает он. - «Писичек» теперь непременно посадят. Ни за что, повторяю. Но отпустить их уже нельзя. Завертелся маховик. В ответ развернется невиданная доселе двухсторонняя общественная реакция, собственно она уже началась. После объявления приговора уровень темы поднимется в разы. Сегодня в защиту Pussy Riot высказался Стивен Фрай, завтра выскажется старушка Хиллари Клинтон. Через полгода Обама будет уговаривать Путина обменять трех молодых панкушек на оружейного барона Виктора Бута и летчика Ярошенко. Кто пострадает от всей этой бадяги? Да мы, дорогие друзья. Мы все пересремся. Благодаря делу писек созданы идеальные условия для взаимного общественного противостояния, и уже отчаянно грызутся два непримиримых мировоззренческих лагеря, каждый из которых считает себя абсолютно правым и не желает уступать. Вот в чем идиотизм».