Про Pussy Riot, православных писателей и милость к падшим
30 июля 2012, 22:55 [«Аргументы Недели», Елена Грищенко ]
Да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек. Это цитата из великой и печальной повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой».
«Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание». Это тоже цитата. Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года. Говорят, писал его сам Андрей Жданов, к тому времени председатель Совета Союза Верховного Совета СССР.
Еще одна. Оттуда же.
«Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».
А теперь текст письма, распространенного 30 июля 2012 года группой православных писателей, первой подписью под которым стоит имя Валентин Распутин.
«Как известно, более ста т.н. «деятелей культуры», считающих себя единственными выразителями духовной жизни России, подписали обращение в Верховный суд с требованием освобождения из следственного изолятора трех бесноватых хулиганок, совершивших акт глумления над чувствами православных верующих в храме Христа Спасителя. Эти «деятели» лишний раз наглядно показали свою внутреннюю антихристианскую сущность, свою агрессивно-безнравственную природу и русофобскую направленность своей лжекультурной деятельности. Интернет и все «либеральные» СМИ называют их «элитой русской интеллигенции». В этом определении наиболее вызывающе звучит слово «русской», т.к. для русского сознания и русской души само хамоватое «обращение» этой чванливой «элиты» и вся ее бескультурная и антиправославная деятельность - оскорбительны.
Оправдывать религиозное кощунство, бесцеремонно обеливать преступных экстремисток, сознательно и целенаправленно совершивших заранее подготовленный акт надругательства над духовной святыней русского Православия и русского народа, могут только циничные деятели бескультурья, не имеющие за душой ни любви к России, ни уважения к ее тысячелетней истории. То есть они, «поборники демократии», стали соучастниками этого грязного ритуального преступления. Подобно тому, как 42 «деятеля культуры», в октябре 1993 года подписавшие письмо к Ельцину с требованием расстрела Верховного Совета, навсегда опозорили свои имена, нынешние адвокаты моральной мерзости войдут в русскую историю в качестве ненавистников нашей веры и нашей духовной основы.
Церковь наша опирается на православный народ, и то, что некие деятели бескультурья пошли наперекор мнению многомиллионного народа и решили своим обращением в судебные органы заглушить голос народной души, говорит об их чуждости традиционной русской культуре и враждебности к российскому государству, скреплённому православной верой. Они, как обычно, вновь решили нахрапом и давлением на власти всех уровней достичь своих чуждых России эгоистичных целей.
Церковь не может вмешиваться в работу следствия и суда. Но подлинные деятели русской культуры, истинные патриоты и православное общество не имеют морального права отмалчиваться и оставаться безучастными к антицерковной, антихристианской спланированной провокации. Этого нам не позволяет наша совесть.
Мы уверены в том, что находящиеся под следствием экстремистки, совершившие сознательное надругательство над православной верой, православной святыней и чувствами православных верующих, обязаны понести соответствующее деянию уголовное наказание».
Вместе с автором «Уроков французского» письмо подписали Владимир Крупин, писатель; Михаил Лемешев, ученый, публицист; Валерий Хатюшин, писатель, главный редактор журнала «Молодая гвардия»; Олег Платонов, историк, публицист, директор Института русской цивилизации; Алексей Сенин, публицист, главный редактор газеты «Русский Вестник»; Константин Скворцов, поэт; Владимир Личутин, писатель; Анатолий Гребнев, писатель; Николай Коняев, писатель; В.Н. Осипов, публицист, глава союза «Христианское возрождение»; Андрей Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная»; Нина Карташёва, поэтесса; Владимир Бояринцев, ученый, публицист; Василий Дворцов, писатель; Владимир Юдин, доктор филологических наук, профессор; Эдуард Скобелев, писатель; Владимир Смык, писатель; Эмма Меньшикова, писатель; Алла Линёва, писатель; Владимир Петров, писатель; Нина Бойко, писатель; Сергей Лебедев, композитор, музыкант; Елена Сапрыкина, поэт; Сергей Коротков, поэт; Михаил Дмитрук, писатель, журналист; Александр Шахматов, певец.
***
Я отнюдь не собираюсь сравнивать творчество Зощенко и Ахматовой с перформансами панк-группы Pussy Riot. Мало того, что первых я люблю, а последние мне неприятны, я еще и такой плохой знаток панк-искусства, что и пытаться не буду рассуждать о политическом и гражданском акте в храме Христа Спасителя, который его авторы называют примером разрабатываемого ими музыкального жанра (это цитаты из сегодняшнего заявления Pussy Riot в суде).
Пусть этим будущие искусствоведы занимаются.
Я не про кощуниц, двухминутным танцем и тремя словами поправшим основы православия.
Я про писателя – Валентина Распутина. Я – про бездонную боль «Прощания с Матерой», про бестолковую любовь «Уроков французского», про черное одиночество «Живи и помни». И про пустую злобу, обращенную не столько к арестованным за хулиганство (это-то понятно, ну, не нравится, раздражает, задевает чувство), сколько к, простите, товарищам по профессии, отнюдь, надо сказать, в большинстве своем не испытавших катарсиса от панк-молебна, а просто, следуя законам искусства, вставшим на защиту падших.
Я про художника, который вечно пытается спасти мир и про человека толпы, которая требует: Распни его, распни!
Я про то, что не будет нам нового Рудольфио.