Фраза «кругом враги» в России давно стала расхожей. Каждый житель России ищет их в меру своих способностей и возможностей: пенсионеры ополчаются на азербайджанцев на рынках, активисты «ЕР» во всём ищут происки Америки… Но о том, почему люди так поступают, мало кто задумывается, да и власть имущие почему-то не пытаются урезонить население. Почему так происходит? Об этом – наш сегодняшний разговор с известным правозащитником Арбаком ХАЧАТРЯНОМ.
Ату его!
- Арбак Шаумянович, сегодня только ленивый не говорит о том, что России не хватает внятной идеологии. Можете ли вы с этим согласиться?
- Да, могу. Но хочу отметить: мало кто говорит о том, что одна их самых серьёзных глобальных проблем России – отсутствие внятной идеологии не только относительно внутренней политики страны, но и в плане того, как вести себя в отношениях с другими государствами и их жителями. Причём сейчас я говорю не только об отношениях с гигантами вроде США или Евросоюза (о них – разговор особый), но и о сравнительно небольших государствах – в первую очередь бывших советских республиках. Все позитивные идеи, вроде интернациональной дружбы и братской солидарности, как несложно понять, «испарились» вместе с перестройкой. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто нее бывает». Нет позитивной идеи – родится негативная, которая не только заполонит всё собой, но и приведёт к непредсказуемым, катастрофическим последствиям. Что сейчас, собственно, и происходит.
- Получается, что именно такая негативная идея сейчас и господствует?
- Да. И имя этой идее, на мой взгляд – национальная ненависть. Отмечу, что родилась она, как уже говорилось, в момент распада Советского союза. Те схемы управления и межгосударственного взаимодействия, которые сложились к концу 1980-х годов, были «заточены» под существование двухполюсной системы. Социализм рухнул – и случилась катастрофа. Кроме того (и это самое главное!), исчез идеологический «цемент», который скреплял этот механизм более 70 лет. Понадобилась новая идеология. И этой идеологией для стран бывшего постсоветского пространства в «лихие 90е» стал поиск внешнего врага. Этого «вируса», к сожалению, не смогли избежать ни огромная Россия, ни новоявленные независимые государства.
- В чём же причина?
- Прежде всего в том, что такой путь был максимально удобным. Более 50% населения и в России, и в бывших союзных республиках в тот момент жило за чертой бедности и вне закона: большинство вопросов решалось, что называется, по понятиям. Поэтому, чтобы отвести удар от себя, руководителям государств оказалось проще обвинить во всех бедах чужаков из зарубежья. В итоге в массовом сознании образ «чужого» стал складываться из национальности, вероисповедания, цвета кожи, благосостоянием другой стороны («мы бедствуем, потому что они нас обокрали»).
- …И если в адрес «проклятой Америки» рядовой россиянин может только ворчать в разговорах с друзьями или в соцсетях, то жители бывших братских государств, особенно закавказских, выходит, становятся идеальной мишенью?
- Именно так. Причём мишенью они становятся в том числе и по вине того государства, куда откуда они родом. В том же Закавказье Получить нормальное образование невозможно, культурный уровень молодёжи крайне низок. Чтобы заработать денег, они приезжают в благополучную Россию. Но их воспитание и общий уровень развития таковы, что ничего, кроме агрессивной напористости, они в общении с «коренными» проявить не в состоянии. Отсюда – тлеющий конфликт, который не хочет решать ни та, ни другая сторона.
- Выходит, необходимо срочно принимать какие-то резкие меры?
- Если честно, резких мер я побаиваюсь. Сейчас ситуация стала настолько катастрофичной, что любые радикальные шаги окажутся сродни открытию ящика Пандоры. Как помним, эта героиня греческого мифа имела неосторожность открыть сундук, из которого по свету разлетелись всевозможные проблемы. Тем не менее, на мой взгляд, в данный момент разрешить ситуацию мирным путём нереально – точку невозврата мы, увы, уже миновали. Мне кажется, что дело, как ни печально, идёт к болезненным столкновениям, и только после них ситуация пойдёт на лад.
- А что можно сказать по поводу «поиска врага» в Европе и Америке?
- Здесь ситуация совсем другая – и при этом до крайности циничная. Все видят, как наши доблестные чиновники без устали обвиняют Америку во всех российских бедах и в каждом человеке, критикующем власть, видят «агента Госдепа». Но при этом, я вас уверяю, они не собираются искать реальных людей, вредящих России, и устранять все коррупционные и преступные схемы, которые и рождают в головах рядовых россиян подобный образ.
- Почему?
- Потому что для большинства из них, включая «высший эшелон», Россия сейчас –место, где они зарабатывают деньги (не в последнюю очередь благодаря расцвету коррупции и беззакония). Их дети давным-давно учатся за рубежом, , бизнес их жён зарегистрирован в оффшорных компаниях, а их деньги (по некоторым данным, счёт идёт на триллионы рублей!) покоятся на счетах в зарубежных банках. Начать бороться с реальными врагами – значит, навеки распрощаться со всеми этими благами. Представляете, что при этом начнётся? Наши чины и так неплохо устроились: народ с подачи Кремля хором рычит на «агентов Госдепа», личные дела власть предержащих в полном порядке. А решение реальных проблем, как принято в последние 20 лет, увы, мало кого волнует.
Правда победит!
- После всего, что сказано выше, возникает странное ощущение. Выводы, сделанные вами еще в 2005 году – и о национальной ненависти, которая стала «чумой XXI века», и об экономическом кризисе, и о крахе банковской системы, и об обострении русско-грузинских отношений, и о поставках оружия в Сирию - настолько логичны, что становится совершенно неясно: почему наши власти сами не догадывались, что последствия их политики будут именно такими? Или догадывались, но настолько боялись признать это правдой, что предпочли «заказать» человека, который всё это предвидел? Ведь ни одна российская газета, ни один российский телеканал не хотели этого озвучивать…
- Я не могу утверждать, кто в тот момент был моим реальным врагом. Любую информацию могли доносить до первых лиц в искажённом виде. Давайте на этом и остановимся.
- При этом, судя по документам о вашей деятельности, попавшими в распоряжение редакции, против вас развернулась настоящая война. И начало её не кто иной, как российское ФСБ с подачи спецслужб Армении. Судя по содержанию их переписки, вас объявили едва ли не вторым террористом в мире после Бен-Ладена, долго преследовали и травили, а потом посадили в Лефортово на 2,5 года (вообще власти имеют такую привычку: чуть что – «подвалы КГБ»). Вас обвинили в попытке организовать незавокнный вывоз из России крупную сумму денег якобы для организации переворота в Армении. При этом тот, кто якобы вез деньги не сидел ни одного дня, а вы в это время спали дома. Это так?
- Всё так. Факты – вещь упрямая.
- Но эти самые факты, подтверждённые документами, заставляют сделать вывод, о котором мы уже упомянули: «сильные мира сего» банально «заказали» человека, который, по их мнению, слишком много знал…
- Сейчас я как раз и предпринимаются попытки доказать возникновение этого «заказа» в прямом смысле слова из ничего, на пустом месте.
- Кстати, это подтверждает и ваше восстановление в аппарате уполномоченного по правам человека, о котором в своё время писали СМИ…
- Да, меня действительно восстановили. Однако возвращаться туда я не захотел. Тем не менее, я решил продолжать правозащитную деятельность, но уже в другой организации – в Общественной комиссии по борьбе с коррупцией, куда меня пригласили на должность советника председателя.
- Почему именно там?
- Прежде всего потому, что там можно чувствовать себя по-настоящему независимым правозащитником и отстаивать правду до последнего. Аппарат уполномоченного по правам человека такой возможности не давал: откуда она возьмётся, если всё контролируется Администрацией Президента? А Комиссия по борьбе с коррупцией – организация по-настоящему свободная. Она ни от кого не получает ни дотаций, ни грантов. Даже несмотря на то, что сейчас она вошла в Антикоррупционный совет Российской Федерации, никаких денег оттуда поступать не будет. Так что начинаю работу с полным осознанием своей правоты и независимости.
От редакции
Как стало известно в ходе проведённого нами расследования, обвинительное заключение в адрес человека, который проходил вместе с А. Хачатряном по делу о контрабанде, недавно сочли незаконным. Это, безусловно, определённая победа. И следующим шагом здесь должно стать устранение абсурдной ситуации, когда, несмотря на признание обвинительного заключения незаконным, А.Ш Хачатряна никто не оправдал, а судебное решение не отменили. Причём этот абсурд, как удалось выяснить, не хочет распутывать даже Верховный Суд: дело возвращали оттуда 10(!) раз, ни разу не рассмотрев по существу. Однако сейчас этим вопросом занялась Общественная комиссия по борьбе с коррупцией, которая, с не без помощи журналистов, готовит обращение в Европейский Суд. И один из ключевых моментов, с которым предстоит разбираться - какой из армянских президентов будет возмещать А.Ш. Хачатряну потерю тех денег, которые были изъяты по обвинению в контрабанде, а также стоимость имущества, украденного и уничтоженного в ходе долголетней травли. Нам стало известно, что эти деньги Арбак Шаумянович (сам он об этом не говорит) хочет передать для лечения онкологических больных. По этому поводу мы получили подтверждение от руководителя крупного онкологического проекта Ирины Ратмановой.
Особый аргумент. Третья сила: какой она будет?
- Арбак Шаумянович, недавно на нашем сайте было опубликовано ваше интервью с интригующим названием «Новые детали в старом механизме». В нём вы рассуждали о нынешних взаимоотношениях в тандеме Владимира Путина и Дмитрия Медведева и пришли к выводу, что, несмотря на то, что сейчас эти политики сотрудничают их противостояние и дальнейшее расхождение неизбежно. Вы по-прежнему придерживаетесь подобной точки зрения?
- Да. Более того, могу с уверенностью сказать: ситуация, когда Путин и Медведев вместе и не вместе одновременно (подтверждением тому – постоянные трения между Администрацией Президента и Правительством), скоро прекратит своё существование. И случится это потому, что в России созреет третья сила, которая и сметёт нынешнюю систему. При этом «трещина» пойдёт из-за ошибок во внешней политике, потому что сейчас это самая уязвимая сфера.
- Откуда же ей взяться? Ведь революций вроде бы, слава Богу, в ближайшей перспективе не предвидится…
- Для появления этой силы никакие революции не нужны. Главное условие её появления – слабость, растерянность и промахи действующей власти, которые мы все сейчас наблюдаем. Лидер появится спонтанно, из числа неожиданных фигур¸ но он сумеет взять в свои руки ситуацию. Пока народ не знает всю правду до конца. А когда узнает, то наше общество, уставшее от вывертов власть имущих, пойдёт куда угодно и за кем угодно.