После возвращения в уголовный кодекс России статьи о клевете, граждане задумались, как не попасться на удочку и не оказаться виноватым в злостном поклепе на какого-нибудь сверхважного и сверхмогущественного господина.
Блогер и журналист Олег Лурье предлагает пользователям пособие, как умудриться не клеветать в условиях, когда закон «дал власти шанс обвинить любого из нас по этим статьям. Виновным может стать каждый, начиная от журналиста или блогера, написавшего о депутатской драке, особняке чиновника, бессмысленной посадке в СИЗО, до рядового обывателя, сообщившего соседям («двум и более») о беспределе пьяного участкового».
Журналист рекомендует, прежде всего, никогда не отрицать свое авторство, если фраза вам действительно принадлежит, наоборот, надо отстаивать свое мнение – поскольку только за распространение «ложных сведений» грозит наказание, а если гражданин уверен, в том, что говорит правду, он не врет.
То же самое надо делать, если обвинение в неправедно нажитых богатствах адресовано важному чиновнику, а, оказывается, все принадлежит его племяннице. Опять же только отстаивать убежденно, «что я так думаю» - это не ложь.
«На вас оказывают давление сотрудники правоохранительных органов, требуя признания в каких-либо преступлениях, которые вы не совершали. Держат в СИЗО, бьют, пытают, угрожают. При этом сообщают вам о том, что любая жалоба на их действия будет теперь клеветой «с обвинением в совершении тяжких преступлений» (часть 3 статьи 298.1 УК РФ), так как доказать вы якобы ничего не сможете. Сразу же пишите заявления в Генеральную прокуратуру, руководству Следственного комитета или МВД, в управление собственной безопасности МВД, излагайте в подробностях и деталях происходившее с вами, и главное, требуйте проведения проверок. Копии заявлений постарайтесь передать адвокатам и в СМИ. Таким образом, обвинить в клевете на непорочные правоохранительные органы вас не смогут, так как вы неоднократно просили проверить факты», - предлагает опытный журналист бороться с произволом
И, наконец, Лурье предлагает вспомнить советское время, когда и книги писали, и кино снимали, «используя эзопов язык. Ограничивались намеками, кодовыми словами, символами. Поэтому не стесняйтесь активно использовать фразы «по моему оценочному мнению», «вполне вероятно», «возможно», «есть версия о том…», «судя по информации…», «я считаю», «если верить документам…». При наличии таких формулировок, ни один суд не признает вас клеветником».