И вновь благотворительность озаботила депутатскую душу – только со шпионами разобрались, так понабежали обычные граждане и без всякого приказа и контроля стали помогать Крымску вместе со всякими частными благотворительными фондами.
Общественная палата РФ быстро встрепенулась, и решила не оставлять волонтеров, то есть людей, помогающих пострадавшим, инвалидам, больным, нищим музеям и гибнущей природе России совершенно бесплатно, только потому, что им не все равно, взять на заметку – ну никак не верится, что есть дураки, делающие добро просто так, без материальной выгоды. Выгода моральная, душевная, почему-то структурам властным не приходит в голову. Общественная палата РФ подготовила законопроект о волонтерах, автором концепции стала Дарья Милославская. Закон, по ее словам, будет направлен на то, чтобы помочь благотворительным и общественным фондам юридически оформлять отношения с добровольцами и упорядочить юридическую ответственность. Видимо, предполагается, что верить никому нельзя – если бумаг не оформлять, за волонтерами не следить, то наши граждане тут же все поломают, украдут, да и разбегутся.
Хотя автор концепции утверждает, что новый закон будет способствовать развитию гражданского общества, повышению доверия к НКО, оптимизации бюджетных расходов и реализации «принципов разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека, гуманизма», а главное, он будет способствовать восстановлению общественного доверия к власти – как будто доверие завоевывают законами – его скорее завоевывают их исполнением, да и то не всех , а только тех, что способствуют справедливому управлению обществом.
Волонтерство, причем массовое, возникло, увы, не на пустом месте, а в результате полной растерянности и бездействия властей во время происходивших в России катастроф – пожаров и наводнений, и не носит совершенно никакого политического характера. Депутат Илья Пономарев, который принимал активное участие в волонтерском движении во время событий в Крымске, написал в своем блоге: «в таком виде это означает серьезнейшие проблемы для волонтерского движения», и в качестве доказательства приводит концепцию, в которой, действительно, под волонтерами подразумеваются физические лица, а организаторами их деятельности считаются лица юридические, и предполагается заключать между ними письменный договор о сотрудничестве.
Любой письменный договор означает дополнительную нагрузку на отчетность юридического лица, вдобавок, по новой концепции волонтеры самостоятельно уже ничего организовать не могут, им надо вначале создать юридическое лицо, пройти муторную систему регистрации, которая в России занимает для НКО несколько месяцев. А потом на каждое пожертвование в виде двух банок консервов оформлять ведомости прихода и ухода на склад, акты безвозмездной раздачи и т.п. (я-то доподлинно это знаю, больше 10 лет проработала в благотворительности). Захочешь кого спасти - но спасть надо будет тебя самого от умопомешательства... А к тому моменту, когда нужные бумаги будут оформлены, все пострадавшие уже утонут и сгорят…
Кстати, в уже действующем законодательстве, регулирующем деятельность НКО, уже есть всевозможные препоны для организации деятельности волонтеров: к примеру, если НКО оплачивает волонтеру питание или проезд, то это создает сразу кучу мучительных процедур по написанию тонны отчетов в налоговую, социальные фонды, и со всех этих копеечных сумм следует вычитать налоги и отражать их в отчетности и тому подобное.
Благотворительная деятельность в нашей стране и так зарегулирована до невозможности, она обложена сотней систем контролей и отчетностей, обязательным аудитом и строгой бухгалтерией, тоннами бумаг и квитанций. Причем время от времени вдруг у власти случаются параноидальные приступы подозрительности, и во всех благотворителях начинают видеть либо шпионов, либо тайных мошенников, которым никак доверять нельзя – ну не могут некоторые чиновники поверить, что кто-то может делать добро просто так, по движению души, и даже получать от этого удовольствие! Яркий пример - благотворительной организации невозможно воспользоваться бесплатным помещением, если вдруг кто-то захочет ей его предоставить – сторонам надо будет платить налог с суммы рыночной стоимости аренды – вдруг на самом деле коммерсанты вместе с благотворителями так какие-то гадости делают, под предлогом добрых дел? Нормальные же люди на помещениях состояния делают, дураков, которые хотят отдать комнату под клуб для инвалидов, с точки зрения налогового кодекса, не бывает!
Законодательство, регулирующее деятельность НКО и так чрезвычайно громоздко, противоречиво, постоянно меняется и запутывается, не дает никаких льгот жертвователям - и вместо его упрощения депутаты постоянно ломают голову, где бы еще ущучить этих блаженных... Вдруг они на себя детский крем для сирот мажут, памперсы надевают, а питанием торгуют у метро!
Зачем дополнительно усложнять жизнь некоммерческих организаций и останавливать бескорыстные порывы – можно только догадываться, видимо, это все-таки не для благотворительности делается, а для власти - боязнь собственного народа, который неожиданно почувствовал себя самостоятельными гражданами, которым не нужен строгий папаша и кормящая мать в лице государства. Они хотят с государством иметь партнерские честные отношения, а если не получается – могут и сами что-то создать.