Ровно год назад, 10 июля 2011 года, двухпалубный дизель-электроход "Булгария" затонул во время грозы в Куйбышевском водохранилище. Крушение произошло в трех километрах от берега. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей, спаслись 79.
Теплоход отошел от пристани в древнем городе Болгар и направился к конечной точке двухдневного туристического маршрута – в Казань. Начавшаяся гроза со шквалистым ветром накренила судно на правый бок. «Булгария», построенная в 1955 году в Чехословакии, находилась, по данным следствия и показаниям свидетелей, в неудовлетворительном состоянии — уже при выходе из Казани у нее был неисправен левый двигатель. Поэтому, несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и затонуло в считанные минуты в 3 километрах от берега на глубине 20 метров. Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Многие из пассажиров даже не успели понять, что произошло.
Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде. Они продержались около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход «Арабелла». Благодаря капитану и экипажу «Арабеллы» были спасены 79 оставшихся в живых человек.
Сразу после крушения началась поисково-спасательная операция, которая продолжалась 16 суток. 11 июля в республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы началось опознание погибших, последняя из которых была опознана лишь 17 августа.
В ликвидации последствий чрезвычайной ситуации участвовали почти 900 спасателей и около 200 водолазов. Всего для проведения поисково-спасательной операции привлекались 4,1 тысячи человек, 1,1 тысячи плавсредств, 134 воздушных судна.
По данным следствия, крушение теплохода произошло из-за совокупности нарушений, а непосредственной причиной гибели судна стало поступление заборной воды через открытые иллюминаторы в условиях шторма. По факту крушения "Булгарии" было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта". Под следствием находятся пять человек, обвиняемых в причастности к аварии. Капитанов двух теплоходов, проходящих рядом с местом катастрофы и не оказавших помощи тонущим людям, суд приговорил к штрафам.
Уголовное преследование в отношении действиях капитана «Булгарии» Александра Островского и старшего механика Владимира Подъячева было прекращено в связи со смертью обвиняемых и с согласия близких родственников.
Следствие по делу «Булгарии» в настоящее время вступило в завершающую стадию — 7 июня обвиняемые начали знакомство с материалами дела, которые составляют 96 томов. Срок предварительного следствия продлен до 10 ноября текущего года.