Аргументы Недели. Москва → Общество

Московская подземка: телефоны заменят проездные

, 08:19

Уже к концу этого года пассажиры московского метро, возможно, смогут оплачивать проезд при помощи мобильного телефона, забыв о проездных билетах. В Санкт-Петербурге подобная система уже работает.

Московский метрополитен планирует ввести оплату за проезд при помощи сотовых телефонов, поддерживающих бесконтактную технологию NFC (Near Field Communications), рассказал «Ведомостям» представитель госкомпании. По его словам, тестирование оборудования, необходимого для работы этой услуги, уже ведется. Новая система позволит пользоваться NFC абонентам всех сотовых операторов. Массовое распространение NFC в перспективе могло бы снизить спрос на обычные чипованные билеты.

Первой о планах ввести оплату за проезд с помощью мобильников в 2010 г. объявила МТС. Она планировала продавать абонентам sim-карты со специальным софтом (виртуальным кошельком для оплаты поездок) за 250-300 руб. Но сервис так и не заработал. МТС полностью готова к реализации NFC в метро, - говорит ее представитель. Кроме того, компания уже запустила несколько проектов, где используется NFC: оплату топлива на автозаправках и закусок в торговых автоматах. Кроме того, МТС первой в России начала продажу sim-карт с поддержкой системы бесконтактных платежей Masterсard Payрass.

«Вымпелком» ведет переговоры о введении NFC-платежей с несколькими московскими перевозчиками, один из них может начать их прием к концу 2012 г., сказал представитель компании. Сотовый оператор готов к диалогу и с руководством Московского метрополитена. «Вымпелком» с мая этого года тестирует систему NFC-платежей за проезд в петербургском метро, а «Мегафон» запустил эту систему в Петербурге еще в октябре 2011 г.

«Мегафон» тоже готов обсуждать совместные проекты с Московским метрополитеном.

Внедряя NFC, сотовые операторы снижают издержки транспортных компаний на прием платежей: это позволяет им экономить на изготовлении проездных документов, персонале и т. п., поэтому операторы могут претендовать на часть сэкономленных средств.

Как правило, транспортные компании хотят, чтобы операторы доплачивали им за право принимать платежи за проезд, отмечает источник, близкий к одному из партнеров московского метро. Но такая схема требует введения комиссии с абонента. Переплата за проезд делает услугу если не бессмысленной, то уж точно не массовой. В то же время «Мегафон», запустивший NFC-платежи в петербургском метро в октябре 2011 г., взимает 2%-ную комиссию за пополнение кошелька на NFC-чипе (подключение сервиса стоит 150 руб.). Сейчас активировано 2200 таких чипов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram