Одна из самых чудовищных трагедий России началась 75 лет назад – 2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) постановило разослать всем партийным органам телеграммы с требованием взять на учет врагов народа и расстрелять их через тройки.
Телеграммы были разосланы всем секретарям обкомов, крайкомов, ЦК национальных компартий, областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД, и в них предлагалось взять на учет всех возвратившихся на родину после отбытия сроков высылки кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки.
Этот период получил название Большой террор, или «ежовщина», по имени народного комиссара внутренних дел Н. И. Ежова. Массовые репрессии выполнялись бесхитростно, на основании «плановых заданий» по выявлению и наказанию «врагов народа, цифры на утверждение представлялись местными органами согласно их информации об опасности тех или иных лиц, в соответствии с резолюцией Сталина от 2 июля 1937 «Об антисоветских элементах». А уж в желающих дать эту соответствующую информацию недостатка как-то и не образовалось.
Доказано историками, что в ходе «ежовщины» к арестованным применялись пытки, не подлежавшие обжалованию приговоры к расстрелу часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.
По архивным данным, общее число лиц, осуждённых к высшей мере наказания по делам органов НКВД только в 1937—1938 годах, составляет 681 692 человека.
Причиной террора 1937—1938 годов историк М.С. Восленский полагал образование в 1920-е годы в СССР огромного слоя профессиональных чиновников, произошедшее в силу поголовного огосударствления большевиками всех сторон общественной жизни. «Ленинский призыв» 1924 года открыл шлюзы для массового приёма в партию множества расчётливых карьеристов, в глазах которых «старые большевики» всё больше превращались в незаслуженно привилегированный слой и помеху на пути к власти, и был найден простой и весьма рациональный путь избавления от помех – «если враг не сдается, его уничтожают».
Безмолвное эхо этого ужаса до сих пор не дает покоя России, так и не покаявшейся в страшном грехе, и нет-нет да и всплывут призывы снова решить все проблемы простыми методами…