Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Добровольцы

, 09:00

Знакомясь сегодня с активистами какого-нибудь ТСЖ или домового комитета, удивляешься, сколько душевных сил и материальных ресурсов им надо на борьбу. С чиновниками, поставщиками коммунальных ресурсов, ночными хулиганами, которые ломают скамейки и оставляют горы мусора. Впрочем, сегодняшние реалии отступают, когда говорит история.

 

   На прошлой неделе в Волгограде почти незаметно отметили очередную годовщину движения, ставшего всесоюзным – общим для всей бывшей многонациональной державы. А недавно так же  без особого размаха и 100-летний юбилей женщины, которая своей «коммунальной» деятельностью оставила след и в истории Волгограда-Сталинграда, и в истории нашей страны. Речь идёт об Александре Максимовне Черкасовой. Именно она, председатель уличного комитета, вместе с несколькими своими единомышленницами после Сталинградской битвы стала инициатором восстановления разрушенного города.

   Как подсчитала специальная комиссия, в ходе боёв оказались уничтожены более 5500 многоэтажных зданий, 46 больниц и амбулаторий, 180 школ и детских учреждений, около 30 зданий  культурного назначения. Повреждено большое количество социальных зданий. Оказались выведены из строя водопровод, канализация, телефон, трамвай и городское электрохозяйство.

   Из 38200 жилых домов индивидуального сектора разрушены 31400. Фактически были сметены центр Сталинграда, зацарицынская и вся северная часть города, немалым разрушениям подверглась и его южная часть.

   Всё это надо было восстановить. Но как? Ведь продолжалась война! Черкасова и 19 сотрудниц детских садов решают добровольно выйти на улицы города, чтобы начать разбор руин.

   Официально днём начала движения считается 13 июня 1943 года. Тогда по почину работницы детсада Александры Черкасовой была организована бригада, которая поставила своей задачей восстановить легендарный дом Павлова. Техническое руководство бригадой осуществляли инженер Иван Трембицкий и Леонид Филатов.

   Однако, ещё до того Черкасова, объединив жён фронтовиков, восстановила здание детдома. Женщины собирали туда бездомных детей, ходили за продуктами для них в далёкую Бекетовку.

   Члены бригады Черкасовой обратились через газету «Сталинградская правда» с призывом ко всем трудящимся города последовать их примеру. И уже 20 июня возводить практически новый город вышло 8 670 человек. К 27-му июня строительными работами занималось более 10 тысяч человек. Согласно сохранившимся документам, всего в июне в работе добровольных бригад уже приняло участие более 38 тысяч человек! Это достаточно солидная цифра, учитывая тот мизер мирного населения, которое осталось в городе после битвы.

   Бригады, аналогичные черкасовской, были позже созданы во многих организациях и на предприятиях. Естественно, что работали безвозмездно, в свободное от основной работы время.

   Приступая к восстановлению больниц и детских учреждений, черкасовцам приходилось предварительно расчищать дороги и улицы, засыпать воронки, убирать трупы людей и животных и даже обезвреживать мины и снаряды.

   Никто из тех подвижниц не был профессиональным строителем. Они являлись обычными жёнами фронтовиков, воспитательницами и техническими работниками детских учреждений.

   Черкасовский почин уже к концу войны перерос в патриотическое движение по всей стране. Для ознакомления с опытом работ в Сталинград приезжали посланцы из других освобожденных городов: Смоленска, Ростова, Воронежа, Киева. Зародившись у нас, черкасовское движение  стало одним из лучших проявлений патриотизма в мире. А за свой многолетний труд сама Александра Черкасова удостоена звания «Почётный гражданин города-героя Волгограда».

   С мая 1945 года по конец 50-х годов начался новый этап движения – закрепление бригад за конкретными объектами строек. В тот период в нём стали принимать участие не только женщины, но и молодежь, прибывшая из разных областей и республик Советского Союза, мужчины, вернувшиеся с фронта, студенты.

   Иному современнику может показаться, что люди тогда руководствовались в первую очередь некими «коммунистическими» догмами. Однако это весьма поверхностный взгляд. Естественно, в советском человеке на тот момент ещё не угас предвоенный и военный энтузиазм. Но также каждому тогда хотелось иметь хоть какие-то стены  и крышу над головой.

 

Владимир ЛУКАШУК

 

P.S. Александра Максимовна Черкасова умерла 19 лет назад — в июне 1993 года. Её могила, за которой ухаживают благодарные горожане, находится на Центральном (Димитриевском) кладбище Волгограда. Но в городе до сих пор нет ни улицы, на памятника участницам черкасовского движения.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram