Суд запретил банкам передавать должников "в разработку" коллекторам. ВИДЕО
28 июня 2012, 22:06 [ «Аргументы Недели» ]
Банки теперь не могут передавать долги граждан коллекторским агентствам, если это не было заранее прописано в договорах о кредите. Такое постановление принял в четверг пленум Верховного суда России.
Закон о правах потребителей распространен на страховщиков — с них можно будет получать более справедливые выплаты. А обманутые покупатели товаров или услуг отныне вправе требовать не только возмещения убытков, но и компенсацию морального ущерба.
Клиент всегда прав — заявляет Верховный суд. Закон о защите прав потребителей существует с 1992 года, но впервые на защиту населения от некачественных товаров и услуг встала высшая судебная инстанция.
Одно из важных и принципиальных положений — обманутый потребитель должен получить компенсацию, а нечестный продавец понести наказание.
В особо тяжелых случаях наказанием для продавца может стать и закрытие бизнеса или отзыв лицензии. В разборе подобных дел судам предписали руководствоваться принципом — "товар по честной цене и без обмана".
Так "обманом" может считаться нежелание страховой компании выплачивать компенсацию за поврежденный автомобиль из-за того, что человек на несколько дней опоздал оформить заявление. Не важно — продан ли просроченный йогурт или несправедливо занижена сумма страховой выплаты.
Верховный суд напоминает, что гражданин имеет право не только на возмещение убытков, но и на компенсацию морального ущерба. Причем размер компенсации "моральных страданий" не зависит от стоимости товара и услуги, к которой есть претензии.
У Верховного суда вопросы возникли и к банкам, кредитующим население. А точнее к методам, которыми банки выколачивают из клиентов долги. Передавать должников коллекторам банкам теперь разрешат лишь в самых крайних случаях и то с санкции суда.
"Когда гражданин идет в банк, то думает, что обращается в серьезное учреждение. А, если человек лишается источников дохода, то банк перепродает его долг практически криминальным структурам. Потребитель — самое слабое звено потребительских отношений, его права должны быть защищены больше, чем права банков", — считает председатель общества зашиты прав потребителей Михаил Аншаков.
Однако глобально для должников ничего не меняется. Возвращать долги все равно придется.