Что бывает с семьями, в которых нет задушевного общения, в которых родители не интересуются проблемами детей, а братья не знают о вкусах, привычках и желаниях друг друга? Нет в таких семьях лада, покоя, уюта. Руководитель творческого объединения «Этнос» Магомед БИСУЛТАНОВ самостоятельно вышел на нашу редакцию. Сначала он настойчиво звонил из Чечни, а потом приехал в Москву и попросил о личной встрече. Всё дело в том, что вместе с единомышленниками он задумал снять добрые и правдивые фильмы о кавказцах, их истории и традициях. А сделать это собирается, прежде всего для того, чтобы ближе познакомить соотечественников с жителями родного региона.
- Магомед, при первой нашей встрече обратила внимание, что в разговоре вы употребляете сочетание «к вам в Россию», но ведь ваша родная Чечня – это тоже Россия?
– Не только в Чечне, но и на всём Кавказе в последнее время, собираясь выезжать за его пределы, кавказцы говорят: «Мы едем в Россию».
– По вашим наблюдениям, это касается только нашего поколения? Или родители, дедушки-бабушки тоже так говорили?
– От стариков я такого не слышал. Раньше был общий дом – Советский Союз. А сейчас говорят, что едут в Россию и переживают, как будто отправляются в другую страну. У этого есть корни. Вы не представляете, как обижают людей формулировка «хватит кормить Кавказ!» и призывы отделить Кавказ от России. Грузия, Армения, Азербайджан – давно отделены. Остаётся Северный Кавказ. Но один город Магадан берёт в четыре раза больше дотаций, чем вся Чеченская Республика. А отдаёт стране Чечня нефтью намного больше.
Кстати, моя коллега по творческому объединению – педагог и сценарист Тамара Кислицына провела своего рода социологическое исследование, выявляя, самые странные мифы о кавказцах.
– Например…
– Кавказцы заполонили все рынки России. Поверьте, никогда ни чеченец, ни кабардинец, ни осетин не будет стоять на рынке, торговать овощами и фруктами. Зачем такое выдумывать? Это не то чтобы обижает, но ведь это неправда! Тамара Таймуразовна в Санкт-Петербурге решила проинспектировать городские рынки. Вот её статистика: среди продавцов 90% азербайджанцев, а 10% – дагестанцы, афганцы, таджики, узбеки, киргизы. А выходцев с Северного Кавказа – из Осетии, Кабардино-Балкарии, Черкесии, Чечни, Ингушетии она не встретила.
– А что плохого в том, чтобы торговать на рынке? Может быть, негативную реакцию провоцирует не столько принадлежность к определённым регионам, сколько вызывающее поведение?
– Изначально это экономическая проблема. На рынок не пускают местных производителей. И на рынках торгуют приезжие. Турецкими овощами и фруктами. Так что возникшее негодование местного населения вполне оправданно. Вот только не надо бросать обобщающих фраз типа «опять кавказцы!». Как и утверждать, что все рвутся в Москву.
– А разве не рвутся?
– Не все. И не по своей воле. Скажите, какой нормальный человек оставит дом, родителей и поедет в незнакомый город?! Увы, в Москву, другие крупные города едут не от хорошей жизни. С другой стороны, не стоит отрицать того факта, что, вырвавшись на свободу из-под родительской опеки, молодые люди могут вести себя нескромно, нарочито вызывающе.
В конце прошлого года я был в гостях у родственников в Вологодской области. Вечером, прогуливаясь, натолкнулся на ссору, практически драку между чеченцем и русским. Выяснилось, что накануне, гостящий там кавказец задел на дискотеке местного. Тот в ответ неловкого приезжего обматерил. Чеченцы, горцы очень гордые, и характер у нас взрывной.
Разобравшись что к чему, мы стали втолковывать приезжему: ваша бытовая ссора может вылиться в более серьёзную заваруху, которую потом раздуют до межнационального конфликта и заявят, что чеченцы совсем обнаглели. Русскому же объяснили, что когда мы, чеченцы, между собой ругаемся, бранными словами не бросаемся.
– В чеченском языке вообще нет бранных слов?
– Есть. Но употребляют их очень редко. На Кавказе драки просто так не происходят. Раньше, если мужчина хватался за кинжал, то он уже точно кого-то убивал. Что, в свою очередь, приводило к катастрофическим последствиям, кровной мести. Традиции остались. Нельзя оставлять безнаказанным оскорбление. Но, с другой стороны, у нас ещё есть и культ гостя. Гость неприкосновенен.
– И с гостем ведут себя особенно вежливо и почтительно. Понятно. Чем ещё мнение большинства россиян обижает лиц «кавказских национальностей»?
– Странно, например, что нас считают дикарями. Ведь за плечами у кавказцев тысячелетняя культура! А знаете ли вы, кстати, о том, что многочисленные сериалы, идущие по главным телевизионным каналам не только на Кавказе, но и в Башкирии, в Татарстане, вызывают негативную реакцию? Люди смотрят и удивляются: «Какие дикари! Разве так можно себя вести?»
– А что именно так удивляет?
– Небрежное поведение дочери по отношению к матери или дерзость невестки в адрес родителей мужа. Так же как и разнузданный внешний вид экранных героинь. Между прочим, эти сериалы создают негативное представление о москвичах. Старшее поколение привыкло безоговорочно верить газетам, телевидению. Раз московский телеканал такое показывает, значит, в столице царят такие нравы. Дикие нравы. И родители боятся отпускать в Москву своих детей. Пока я здесь, моя мама каждый день звонит и с тревогой просит не ходить вечерами по улицам.
– То есть мы боимся ехать в Чечню, а благовоспитанные чеченцы опасаются поездок в центральную часть страны?
– Бытует представление, что в Москве сплошной криминал, могут убить, ограбить. И никто из тех, кто рядом, не заступится.
– Как понимаю, ваше творческое объединение намерено вступить в борьбу с таким взаимно искажённым представлением кавказской России и остальной страны друг о друге. Бороться с негативными мифами собираетесь при помощи кино?
– Кино – очень мощный информационный ресурс. Надо создать новый образ Северного Кавказа – миролюбивого, созидательного, культурного региона. Владимир Бортко очень точно сказал, что кино может укрепить государство, сделать граждан лучше, помочь им узнать друг друга, а через знания понять.
Наша интернациональная группа, в которую входят чеченцы, осетины, армяне, грузины, русские, задумала, во-первых, документальный цикл об этносах России. Кроме того, уже есть сценарий полнометражного исторического фильма, придуманы мультфильмы, которые в сопровождении красивой национальной музыки расскажут о кавказских обычаях.
Ниша этнофильмов сегодня свободна. А тема-то благодатная! Вспомните советские фильмы «Отец солдата», «Не горюй!», «Мимино», «Дато Туташхиа». В них отразились лучшие черты национальных характеров. Никакой иной информационный ресурс не справится с задачей масштабного знакомства страны с народами Кавказа. И мы готовы такое кино снимать. Но нам нужна основательная поддержка.