Проводить цифры алкогольной, наркотической и табачной зависимости в России – значит повторяться в энный раз. Никого ими не удивишь, как и цифрами смертей от этих недугов. Россия стабильно входит в число мировых лидеров по количеству потребляемого на душу кайфа: спиртного, героина, сигарет, «плана». Немало теоретиков, причём самого разного культурного уровня, напрямую связывают зависимость с природой русского человека. Но в последнее время набирает силу молодёжное движение, которое смотрит на проблему иначе и бескомпромиссно настаивает: «Русский – значит трезвый».
Шаг за шагом
Движение – неформальное и неполитическое. Оно не имеет структуры, чётких рамок и лидеров. Это инициативы снизу, которые возникают независимо друг от друга в разных уголках России и обеих братских республик. Некоторые называют это субкультурой, но такая характеристика противоречит самому духу движения: оно напоминает, что трезвость – не «фишка», а норма.
Методы трезвенников – пропаганда собственным примером. Коллективные пробежки, личные рекорды на уличных турниках и брусьях – всё это ребята снимают на камеру и делают видеоролики, подбирая в качестве звукоряда песни единомышленников – идейных исполнителей. Кроме того, в ход идут классические средства просвещения – агитационные трафареты и наклейки. Они оказываются в самых нужных местах: на рекламе ядов в метро и на улице, а то и на самих бутылках в супермаркетах. И, конечно же, самая неоспоримая агитация – завидный подтянутый вид и прекрасное настроение.
– Вопреки стереотипу, трезвенники – это не вовсе не те, кто имеет проблемы с алкоголем. У меня лично за всю жизнь было одно похмелье, да и то слабое, – рассказывает Саша Медведь, координатор общества «Русские выбирают спорт» (РВС), одного из множества трезвых клубов России и СНГ. – Сложилась парадоксальная ситуация: если ты не пьёшь, то тебя считают странным – чуть ли не сектантом каким-то. Тогда как на самом деле всё наоборот: трезвость, если кто забыл, – естественное состояние человека. Пока ты ребёнок, ты живёшь много лет без алкояда и прекрасно себя чувствуешь. Но нет, в определённый момент обязательно надо приобщиться к вредным привычкам, потому что «другие так живут».
– Думаешь, ваша агитация приносит результаты?
– Я вижу, что движение ширится, Россия постепенно трезвеет. Не стоит недооценивать силу агитации. Я, например, отказался от алкояда благодаря социальной рекламе на телевидении. И я не один такой. Она действует, потому-то её и прекратили показывать. Тема востребована: наши видео, довольно простые, набирают в Интернете немало просмотров. Ролик с нашей акцией в «Ашане», где мы клеим на алкояд предупреждающие наклейки, держим баннер «Алкоголь убивает» и валяемся на полу, изображая трупы, – этот ролик посмотрели более 100 тысяч пользователей. А другой ролик, где мы просто сдираем рекламу алкоголя в метро, набрал за день 14 тысяч просмотров и занял в тот день первое место в разделе «Общество» на YouTube.
– Как люди вокруг реагируют?
– Поддерживают, показывают большой палец. Иногда стыдятся. Недавно еду в метро, мужик смотрит на мою футболку с надписью «Русский – значит трезвый» и опускает глаза – видно, что ему совестно стало. Как-то раз я в компании заметил пьющей девушке, что я бы на её месте такую красоту не портил, – застеснялась, убрала бутылку обратно в сумку, так и не раскупорив. Друг, проникнувшись идеей, вылил на дне рождения дорогущий алкояд, который ему подарили. Наконец, если вас в компании трое и двое не пьют, то и третьему, скорее всего, не захочется.
– А власти вас поддерживают?
– Увы, наоборот. Ещё до ужесточения закона о митингах нам чинили препятствия. Нельзя проводить массовые пробежки, представляете? Хотели в День Победы сделать праздничный забег в районе «Алтуфьево» – какой там! И это при том, что мы бегаем без какой-либо символики. Сейчас у нас очень популярен анекдот: родители с ребёнком вышли погулять – полиция выясняет, кто из них организатор.
Голос улиц
Трезвая мысль широко представлена в русской молодёжной музыке. И особенно широко – в русском рэпе. Это может показаться странным, ведь огромная и заметная часть рэпа, напротив, посвящена порокам – алкоголю и наркотикам, в том числе самым тяжёлым (в некоторых городах некоторым рэперам даже запрещают концерты). Однако в России рэп – очень разный.
«В диком трансе под химией твёрдой и жидкой сгнить заживо – на позитиве и с улыбкой. Или сказание славян сделать былью с грудью отверзнутой и белыми крыльями», – озвучивает нравственный выбор московско-омское объединение «Засада». Во главе его – группа «25/17». Раньше она называлась «Иезикииль 25:17», но впоследствии название сократили из-за трудности произношения. Имеются в виду строки из книги пророка Иезикииля (Ветхий Завет): «И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Моё мщение».
«Нас завоёвывают изнутри, а не снаружи, без помощи оружия, гораздо хуже. И ядерный заряд не нужен, чтобы моя страна была разграблена, растоптана, разобщена», – ставит «Засада» неутешительный диагноз современной России.
– Большая часть молодёжи употребляет. Большая часть молодёжи слушает рэп. Исполнители рэпа – молодёжь. Замкнутый круг, – рассуждает лидер «Засады» и «25/17» Андрей «Бледный» Позднухов. – А наше творчество можно назвать «белым рэпом». «Белый рэп» делают белые парни, не стремящиеся походить на чёрных парней.
– Какие события привели вас к вашим взглядам?
– Крещение, свадьба, рождение сына.
– Вы поёте: «Главный враг – всегда внутри тебя». О каком враге речь?
– Холодная война идёт внутри человека и человечества и никогда не заканчивается. Все мы – герои или жертвы этих сражений, даже если не подозреваем об этом. Последствия этих военных действий – вокруг нас. И если твоё сердце превратится в лёд, всё будет ещё хуже. «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23).
– В вашем творчестве присутствует противоречие. «Они хотят сделать тебя тупым, чтобы ты ел дерьмо, нюхал дерьмо, курил дерьмо». Но: «Какой, к чёрту, заговор? Ты просто никому не нужен». Так есть заговор или нет?
– Для того чтобы я выпил литр водки и отрубил соседу голову, заговор не нужен, даже если он есть. «Разруха не в клозетах, а в головах»…
…В числе других участников «Засады» – группа «ГРОТ» и примкнувший к ним Диман 55. Тематика их песен – аналогичная. Она подкреплена личным жизненным опытом: музыканты сами прошли через наркозависимость. В интервью порталу Rap.ru они признаются: «До абсурда доходит: снится, что опять куришь, просыпаешься в поту холодном… Мы объявили двумя самыми страшными врагами – не только нашими, нашей страны, если уж говорить в целом, – эгоизм и равнодушие. Поэтому нельзя так говорить: «Они пьют – и пусть пьют, а я не пью и...»
Как и почему в их жизни наступил переломный момент – «ГРОТы» не знают. Как-то само случилось. О том же слышим и в их песнях: «Грязное детство за всё наказывало хлёстко. Стены подъездов расписали мне куртку извёсткой. В никуда спрашивал: мол, за какие промахи меня сбивают с ног подачей со звуком глухим? Бродил в поисках среди венков и гепатита – Сибирь эта оказалась даже сатаной забыта. И, замерзая на снегу с кровью и плачем, я прохрипел: значит, меня сюда назначили!»
Другой город на карте трезвого рэпа – Челябинск. Яркая восходящая звезда – челябинский рэпер Миша Маваши. «Маваши» – это слово из карате, «удар ногой в голову» по-японски. Миша – мастер восточных единоборств, культивирующий спорт в своих песнях. «Ломы идти в спортзал? Расскажешь это в драке кровной. Плевать на Родину? Постой под фресками церковными. Не надо шкнить тебе и брызгаться слюной негоже. А враг твой – в отражении. Проблема – не в прохожих».
Маваши бросает вызов раскрученным рэперам вроде Тимати: «Не буду слушать о том, как круто быть обнюханным. И ты не слушай – это хавка для людей урюханных. Мажорный наркоман нанюханный, на пафосе весь – никто по жизни, кайфожор последний. Так и есть!»
На афишах Миши всегда указано: «Осторожно: правильный смысл!» Пока ещё этот смысл не стал медийным и не попал на музыкальные каналы. Но его в русском рэпе становится всё больше: Койот, Ёж, Небрат, Лёша Lacoste… Кто знает – может быть, не за горами время, когда правильный смысл пробьёт информационную блокаду.