"Энергоатом" проведет полную выгрузку топлива из 2-х энергоблоков на ЮУАЭС
24 июня 2012, 12:56 [ «Аргументы Недели» ]
Оператор украинских АЭС компания "Энергоатом" проведет полную выгрузку топлива из активных зон реакторов второго и третьего энергоблоков Южно-Украинской АЭС в связи с выявленными отклонениями в работе тепловыделяющих сборок производства транснациональной компании Westinghouse, сообщил РИА Новости первый заместитель государственной инспекции ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирование) - главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Михаил Гашев.
В настоящее время на втором и третьем энергоблоке ЮУАЭС в опытно-промышленном режиме эксплуатируются 126 сборок производства Westinghouse, загруженные в реакторы блоков в 2010-2011 годах в рамках соответствующего коммерческого контракта заключенного между "Энергоатомом" и транснациональным поставщиком в марте 2008 года. В частности, на третьем блоке станции эксплуатируются 84 сборки, на втором - 42 сборки. В ходе планово-предупредительного ремонта (ППР) второго энергоблока ЮУАЭС, стартовавшего 18 июня, в активную зону блока предполагалось догрузить еще 42 свежие сборки Westinghouse.
По словам Гашева, на третьем энергоблоке станции в ходе операций по перегрузке топлива в рамках ППР были выявлены повреждения обода дистанцирующей решетки ТВС-W, загруженной в активную зону в 2010 году.
"Там при выгрузке топлива были обнаружены повреждения дистанцирующей решетки (сборки ТВС-W - ред.) Была создана межотраслевая комиссия, которая приняла решение произвести полную выгрузку топлива и Westinghouse и ТВЭЛа из реактора для выяснения обстоятельств", - сказал главный инспектор, добавив, что при выгрузке топливо будет проходить дезактивацию и детальное фотографирование.
Гашев сообщил, что на сегодняшний день из третьего блока выгружено 35 топливных кассет, при этом аналогичное повреждение обнаружено ещё на одной сборке Westinghouse. В этой связи было принято решение произвести полную выгрузку топлива также и из второго энергоблока станции, где загружены 42 ТВС-W.
Главный инспектор сообщил, что после выгрузки топлива комиссия в составе представителей регулятора, эксплуатирующей организации и производителя произведет детальный анализ и экспертизу этих повреждений. Он предположил, что экспертиза может продлиться до первых чисел августа, а ее итоги будут положены в основу решения регулятора о разрешении догрузки свежей партии топлива в составе 42 кассет во второй энергоблок.
Главный инспектор отметил, что повреждения обода дистанцирующей решетки не является критическим нарушением в работе топлива, однако с точки зрения нормативной документации по ядерной безопасности это квалифицируется как учтенное нарушение в работе АЭС и требует особого внимания и детальной экспертизы.
Украина является единственной на данный момент страной, где "Росатом" и Westinghouse конкурируют на рынке ядерного топлива. До 2010 года все топливо на Украину поставлял ТВЭЛ (входит в состав "Росатома"), но в 2008 году "Энергоатом" подписал с Westinghouse контракт до 2015 года, по которому на ЮУАЭС и другие станции могло быть поставлено до 630 сборок американского производства.
Лишь в 2010 году уже при президенте Викторе Януковиче ТВЭЛ удалось заключить долгосрочный контракт на поставку своего топлива на большинство украинских АЭС, кроме того, стороны договорились создать СП по строительству на Украине завода по выпуску ядерного топлива.
Сейчас большая часть АЭС Украины загружается ТВС производства ТВЭЛ, но на двух блоках ЮУГРЭС мощностью по 1 ГВт стоят и сборки Westinghouse (84 ТВС-W на третьем блоке и 42 ТВС-W на втором).
Комментарий эксперта, гл. редактора Atominfo.ru Александра Уварова
- Несмотря на то, что официальной информации о причинах возникновения повреждений дистанционирующих решеток на кассетах ТВС-W2 производства Westinghouse пока нет, уже создана комиссия для расследования. Украинские регуляторы говорят о том, что экспертиза может продлиться до первых чисел августа.
Я могу предположить, что решетки могли быть повреждены при загрузке ядерного топлива. Это возможно, и такое случается, хотя в любом случае это повод для разбирательств. Например, учитывали ли разработчики топливных кассет необходимость облегчить обращение с ними для оператора?
Есть и другие предположения, имеющие более серьезную почву под собой. Повреждение дистанционирующей решетки - событие неприятное, но не исключительное при эксплуатации ядерного топлива. И, как правило, не влияющее сильно на работу энергоблока. Но то, что украинские коллеги экстренно приняли решение выгрузить все американское топливо говорит о наличии более веского повода, чем неприятности с дистанционирующими решетками. И заявленная полная выгрузка топлива на втором блоке, где никаких повреждений вроде бы не наблюдалось, вообще не вписывается в объявленные рамки. Скорей всего, речь может идти о так называемом «банановом эффекте» - искривлении сборки, с чем американская компания уже сталкивалась в Чехии на АЭС «Темелин». Тогда пришлось выгрузить полностью американское топливо с двух энергоблоков и загрузить российское.
Соответственно, не удивлюсь, если вдруг в ближайшие дни или недели будет объявлено, что партия свежих кассет подпитки, предполагавшаяся к загрузке на ЮУ АЭС, будет отправлена производителю (компании "Westinghouse") для устранения тех или иных выявившихся серьёзных недочётов. Естественно, после отмывки кассет, которую в первых сообщениях не совсем правильно назвали "дезактивацией".
На ЮУ АЭС работают так называемые совместные загрузки, когда в активной зоне одновременно находятся топливные сборки от российского и американского поставщиков. Кто отвечает за надежную работу такой системы? Насколько я знаю, российская сторона неоднократно поднимала такой вопрос.