В Краснодаре завершилось мероприятие, интересное по сути и скучное по названию: Постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства. Тема – «Совершенствование нормативно-правовой базы формирования и исполнения бюджета Союзного государства». Интрига прячется в слове «бюджет» – это, пожалуй, единственная сегодня осязаемая собственность Союзного государства. Но дальнейший путь материальных ценностей, созданных на эти бюджетные средства, труден и тернист.
За спасибо
Законодательство и статус таковы, что по факту, в природе не существует собственности Союзного государства. Суперкомпьютеры, медицинские технологии, энергетические установки, жильё для пограничников и множество других объектов, создание которых профинансировано из бюджета Союзного государства, часто отдаются на ответственное хранение, а реально – в работу. В Беларуси, правда, не забалуешь, все 179 тыс. объектов описаны, инвентаризированы и сведены в базу. Скорее как «виртуальная» собственность Союзного государства. На российской стороне и того нет – некоторые «объекты» попросту уже невозможно отыскать. Может быть, поэтому к этой работе и не приступают? За десятилетие менялись формы собственности, случались банкротства, реформы и ликвидации. А в это время кто-то с хорошей прибылью для своего кармана использует дармовую интеллектуальную и материальную собственность Союзного государства. Очень напоминает приватизацию 90-х – кто к корыту успел, тот и съел.
Союзное государство не в состоянии зарегистрировать на себя что-либо серьёзное. Предположим, разработали и построили автомобиль. Много автомобилей! Лучше, чем «мерседесы» и БМВ. Но ни продать, ни поставить на учёт, чтобы повесить на них номерные знаки Союзного государства, не выйдет – нет такого субъекта… То есть в реальности машины есть, но для России и Беларуси, а тем паче для остальных государств, они не существуют.
У чиновников Союзного практически нет инструментов влияния на исполнителей. Выдать, как банк, деньги на утверждённый проект проблем нет. А вот спросить, почему дом стоит, к примеру, без крыши, уже сложно. А заставить исполнителя сделать всё как положено, завести дом под крышу и вовсе невозможно. Профинансировать строительство медицинского центра, оснащение его новейшим оборудованием – задача вполне подъёмная. Но принимать участие в его дальнейшей деятельности – это структурам Союзного государства уже не по силам. Ни брать себе долю прибыли у «сторонних» предприятий, ни давать деньги на текущую деятельность они не имеют прав. Какое-то фантомное существование: открыли кубышку, раздали «всем сёстрам по серьгам», и… всё.
К слову, бюджет Союзного государства исправно формируется за счёт отчислений Российской Федерации и Республики Беларусь. И, на удивление минфинов двух стран, неукоснительно исполняется – на 95%. Такой результативностью ни одно из национальных финансовых ведомств похвастать не может.
На нет и суда нет
К сожалению, система правовых актов Союзного государства (их около 500) не может развернуться в настоящие дела из-за отсутствия основополагающего Конституционного акта. Без него любые законы, принятые в рамках правового поля Союзного государства, декларативны и необязательны к исполнению – ни в России, ни в Беларуси.
Значит, Договор о создании Союзного государства надо корректировать. Участники семинара считают, что, как минимум, пора обновить Программу действий Беларуси и России по реализации положений Договора, так как выполнение нынешней её редакции было рассчитано до 2004–2005 годов. Никто не говорит, что Союзное государство и его структуры в одночасье должны стать наднациональным и верховным образованием, определяющим абсолютно всё – от международных отношений до вооружённых сил стран-участниц. Но в экономике существуют ниши и направления, где Союзное государство вполне могло бы присутствовать в качестве полноценного игрока. Только сначала надо стать полновесным субъектом международного права, со своей Конституцией. Повлиять на ситуацию более чем способны российский и белорусский президенты, но то ли у них руки не доходят, то ли перспективы ЕврАзЭС затмили 16 лет существования Парламентского собрания двух стран. А сегодня, например, когда наглым образом уворовывается собственность, созданная на средства Союзного государства, даже пожаловаться некому – для прокуроров такой субъект не существует. Впрочем, и суд в Союзном государстве отсутствует, ещё не создан. Идеальный доильный аппарат с годовым бюджетом 6,5 млрд. рублей.
Депутат Госдумы и председатель комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту Татьяна Москалькова прямо считает:
– Это вопрос халатного отношения к построению Союзного государства. В Минфине России без движения с 2008 года лежат поправки к порядку формирования и исполнения союзного бюджета.
На фоне волн мирового кризиса проблемы в строительстве Союзного государства кажутся мелкими. Но достаточно вспомнить красу и гордость Московского университета суперкомпьютер «Ломоносов». Он создан на деньги Союзного государства. А что осталось государству? Гордость.