Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Память по заявкам, или Что нам надо знать о войне

, 13:10

Не мытьем, так катаньем НТВ за последние полгода стало-таки самым упоминаемым в СМИ телеканалом. В новый скандал ввязался свеженазначенный министр культуры, разоблачитель мифов Владимир Мединский.

Министр настоятельно, в письменной форме, попросил главу телеканала Владимира Кулистикова отменить 22 июня показ фильма "Служу Советскому Союзу", снятого по роману Леонида Менакера режиссером Александром Устюговым.

Министр вслед за депутатом Госдумы от КПРФ Владимиром Симагиным утверждает, что фильм расстроит ветеранов.

В картине рассказывается, как группа политзаключенных во главе с писателем Михаилом Донцовым (актер Максим Аверин) уничтожает высадившийся рядом с лагерем немецкий десант накануне Великой Отечественной войны. А потом чекисты казнят политзаключенных.

В фильме это не единственная сюжетная линия, и даже, похоже, не главная для авторов, но именно она вызвала возмущение определенных кругов общественности.

Вот, например, что сказал  Радио Свобода депутат Симагин: «Ко мне обратились ветераны, мои избиратели, жители Пензенской области с письмом. Я, естественно, этот фильм не смотрел. Перед тем, как сделать запрос, я был вынужден найти в интернете данный фильм. Посмотрел. Почему-то он шел с украинскими субтитрами. Посмотрел его до половины, дальше у меня просто терпения не хватило, потому что это не фильм, это не кинематограф. Тут я с избирателями, с ветеранами целиком и полностью согласен. Поэтому я сделал такой запрос к министру культуры с просьбой, чтобы 22 июня, в этот траурный день, этот фильм демонстрировать вдвойне не по-человечески. У людей может сложиться такое впечатление, что вся страна в этот период жила именно так. Но это все равно, что, допустим, снимать фильм о нынешнем времени, что кто-то взятки берет, каждый день убивают. Явное передергивание фактов и оскорбление. Это совсем не так, тем более, там какой-то художественный замысел. Он не совсем верный. Вернее, вообще неверный. Люди, ветераны, законно возмущаются по этому поводу».

«Не смотрел, но осуждаю - мы эту формулу хорошо знаем. Собственно говоря, ведь не о фильме речь в этих письмах. Эти люди защищают свое право жить с тем представлением, которое им вложили в голову с детства. Эти люди защищают свое право не знать, не интересоваться и защитить от нового взгляда на жизнь, от того, что от них всю жизнь скрывали, что они скрывали от себя. Фильм-то только повод. Они же не игру актеров обсуждают, не качество постановки. Речь только об одном - молчите, не говорите об этом. Мы не хотим об этом знать», - возразила ему вице-президент Медиа-Союза Елена Зелинская.

Представление, которое вложили в голову с детства – это тоже не совсем правда. Про штрафбаты, СМЕРШ, стыдную любовь, жестокость командиров, грязь и ужас Великой Отечественной ее участники не молчали. Об этом писали и Сергей Смирнов, и Василий Субботин и Виктор Некрасов, Виктор Бондарев и Булат Окуджава. Критики даже выделили отдельное литературное направление – лейтенантская проза. Авторы – ушедшие на фронт со школьной скамьи, закончившие институты уже после Победы, рассказали многое. И их публиковали. Понемногу, начиная с шестидесятых годов прошлого века. Желающие и интересующиеся были знакомы с этими текстами.

Другое дело, о смерти страхе и грязи войны ветераны рассказывать не любили. Молчали. Молчали партизаны, которых долгие годы подозревали в предательстве за жизнь на оккупированной территории, молчали выжившие штрафбатовцы. Молчали женщины – санитарки и прачки, исполнявшие обязанности физиологического удовлетворения воинов. Потому что рассказы их были бы похожи на жалобы. А какие жалобы у победителя? Пусть проигравший плачет, ведь нам была нужна одна победа. Одна на всех – мы за ценой не постоим. Зачем рассказывать, что мы за нее заплатили.

Ветеранов той войны осталось совсем мало: как-никак без малого 70 лет прошло. Развенчатель российских мифов министр Мединский утверждает, что они расстроятся, увидев 22 июня образ советского офицера, созданный общими усилиями Менакера и Устюгова.

"Минкультуры России не намерено вмешиваться в политику телевещания и работу СМИ... В то же время я убежден: свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан; необходимо ответственно подходить к темам, вольная интерпретация которых может вызвать раскол в обществе", - предупредил Кулистикова 42-летний Мединский, видимо, решивший, что если миф о подзаборном пьянице заменить мифом о безгрешном победителе – Россия обретет национальную идею и будет спасена.

Но опыт подсказывает, что на мифах о безгрешных покорителях космоса и великих футболистов с Байконура не стартовать и Евро-2012 не выиграть.

***

В далеком 1975-м мне надо было сдавать экзамен по литературе, а там был билет «Социалистический реализм – метод многонациональной советской литературы».

«Что же это такое – социалистический реализм», - спросила я поэта и ветерана Михаила Дудина.

«Очень просто, - объяснил он. – Челюскинцев спасали один раз, но это типично. А мужья бьют жен каждый день, но это не типично».

памятник
памятник

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram