В столице отшумела выставка «Металлообработка 2012». Официальные лица сказали правильные слова: инновации, модернизация, технологическая основа… Но почему-то никто не вспомнил, что относительно недалеко от Экспоцентра хваткие ребята продолжают уничтожать очередное, уже 42-е по счёту, высокотехнологичное станкостроительное производство. Именно выставка помогла разобраться, почему события вокруг завода «Красный пролетарий» наносят удар именно по модернизациям и инновациям.
Старьё берём!
«Металлообработка 2012» привлекла производителей и разработчиков станков, технологий и инструмента со всего мира. Не просто привлекла – они как коршуны слетелись. 887 только зарубежных экспонентов из 35 стран. Представительный форум? Несомненно. Посетители, мало знакомые с новейшими «трендами» в станкостроении, в восторге крутят головами: индустриальные роботы, громады обрабатывающих комплексов, всё работает, крутится, вертится, моргает лампами и дисплеями. На свои стенды заманивают кучей способов – от рельефных портретов Владимира Высоцкого, сработанных тут же на станках с ЧПУ, до ансамбля скрипачек.
И что интересно, состав участников московской выставки мало отличается от зарубежных смотрин. Но если сравнить с выставками в немецком Ганновере или Японии – то у нас явно проглядывается прошлый век. Большинство образцов оборудования, представленные на стендах станки – старые знакомые: за 5–6 лет не изменились ни на йоту. И даже не поржавели. Проблема – в неактуальной и дискриминационной американской поправке Джексона – Вэника и общеевропейском запрете на продажу в Россию технологий и оборудования двойного назначения. Хочешь привезти в Москву какой-нибудь суперстанок – изволь получить добро у своего правительства. А точнее, грамотно обоснованный отлуп. Потому что большинство передовых технологий можно применять как в гражданских отраслях, так и в оборонно-промышленном комплексе. Странно, проблемы еврейской эмиграции из стран соцлагеря нет, как и самого соцлагеря, а поправка работает.
Экспертное мнение сурово: «Большинство участников слышали про курс России на модернизацию. И решили в очередной раз попытать счастья впарить нам товар не первой свежести». Ничего нового, никаких особых технологических решений. Но за границей хорошо знакомы с алчностью наших «эффективных» менеджеров – при хороших откатах, особенно когда присутствуют средства госбюджета, и старьё прокатит.
Вопрос станкостроения и металлообработки уже не узкоспециальный. Это вопрос национальной безопасности. 100 млрд. долл. для развития машиностроения на 10 лет – замечательный шанс. Но чиновники с помощью тендеров способны их элементарно распылить. А стратегический план отсутствует.
Например, начинают совместно с немцами, с нуля строить станкостроительный завод в Ульяновской области – можно только поприветствовать. Но оказывается, на бюджетные деньги там закладываются технологии 20-летней давности. Мало того, это будет отвёрточное производство, такое уже расцвело в автомобилестроении. Там, когда открывают автосборочное производство, режут ленточки, радуются: «Ура, 750 рабочих мест!» А всё – от мотора до последнего агрегата – завозится из-за рубежа. А это уже многие тысячи рабочих мест и те самые технологии. То же самое пытаются проделать со станкостроением.
Аргумент «красного»директора
Моложавый и элегантный Сергей Ветров – последний «дорейдерский» генеральный директор ОАО «КП». В ассоциации «Станкоинструмент» именно его считают законным руководителем завода. Он пояснил, почему свет клином сошёлся именно на «Красном пролетарии»:
– Госпрограмму надо выполнять. В бюджете есть строчка – 300 миллионов рублей на создание системного интегратора. Для справки. В стране есть предприятия, но нет площадки, где этим можно заниматься. Единственная подходящая находится в Москве – «Красный пролетарий». Есть где удобно разместить станки, офисы, конструкторские и инженерные кадры. Есть возможность создавать, испытывать и показывать новое оборудование и технологии. Чтобы потом перетаскивать их в промышленность, в том числе оборонную. Архитектура, помещения и конструкция зданий завода заточены под эти цели.
Импортного оборудования в Россию предлагают навалом. А кто и где его будет тестировать? Что в Россию тащат? Никто сегодня в комплексе это не рассматривает. Полный разброд. Есть компании, которые делают качественный продукт, у кого-то лучше только технологии покупать. А рядом пристроились внешне солидные фирмы с «одноразовыми» станками – от них бежать надо. Системный интегратор должен знать всё про всех, исполнять экспертные функции.
Допустим, на «Красном пролетарии» захватчики поставили крест. Что делать? Николай Паничев, министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР (в 1986–1991 гг.) считает, что придётся начинать с подбора подходящей площадки. Потеря времени и сил. Без системного интегратора отрасли никуда не подняться:
– Будем искать предприятие, где это возможно организовать. Но поймите, собственникам предприятий такая обуза ни к чему. Им надо зарабатывать деньги. А на базе «Красного пролетария» мы легко всё организуем, чтобы комплексно заниматься техническим перевооружением отрасли. Ничего перепрофилировать и переделывать не надо. Но завод постигла печальная участь – он захвачен и уничтожается. А это высокотехнологичное предприятие, не какой-нибудь дохляк, лучшее в отрасли. За него надо бороться.
Земля против заводов
Московские предприятия губят дорогая земля, недвижимость и алчность. Напротив дома на московской окраине, где я живу, – двухэтажное здание. Ему лет 40 – наверху офис, внизу продуктовый магазин. Казалось, так было и будет всегда – слегка обшарпанный соцреализм. Общая площадь, с подвалами, – полторы тысячи кв. метров. И вот этот «соцреализм» выставили на продажу за 9 млн. долларов. Представляете, какой лакомый кусок представляет собой целый завод по соседству с Профсоюзной улицей? Все его технологические изыски и ценность для страны – побоку! Коммерсанту проще и понятнее превратить завод в аттракцион или торговый центр, просто снимать сливки с арендной платы. Сегодня ОАО «КП» занимается единственным делом – предлагает сдать в аренду десятки тысяч метров площадей под офисы, склады, автостоянки. Одно 18-этажное административное здание чего стоит…
По торжественным дням
Николай Паничев к Владимиру Путину прорывался дважды. Не как бывший министр, а как председатель совета директоров Российской ассоциации «Станкоинструмент»:
– Первый раз в 2007 году. По итогам разговора получилась программа «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на период 2011–2016 гг.». Второй раз недавно, во время приёма в честь Дня Победы. Поблагодарил президента за то, что выделен бюджет на эту программу, но поделился, что ловкие ребята часть средств уже прибрали к рукам. Расписано было всё под вузовскую науку. Откуда в заводских коллективах доктора наук? Утверждал условия участия Минпромторг. Там состряпали такие условия, что ещё на подступах к конкурсам заводы вылетали из них несолоно хлебавши. В итоге более 50 тем «ушли налево». Выигрывали непонятно какие фирмочки. Их представители потом появлялись у проходных тех самых предприятий, выбитых из конкурсов. И не стесняясь, заявляли: «Не зря участвовали, урвали тему. Но за это пришлось откатить 40%. Ну и нам за труды 30% положено. Остальное забирайте!» А что высокотехнологичное и современное можно создать за оставшиеся объедки с барского стола?
Н.А. Паничеву удалось заинтересовать главу государства и судьбой «Красного пролетария». Картина дикая – не в далёкой станице Кущёвской, а в столице России криминал, адвокатская контора и следователи МВД в одной связке прошлись по трупам. Сначала были киллеры, потом бандитский силовой захват завода, за ними адвокаты и юристы пыжатся создать видимость законности.
На прошлой неделе Паничев отправил письмо новому министру МВД В.А. Колокольцеву. С приложением на 11 листах – описана и воровская схема, и роль подчинённых министра в развале уголовного дела о хищении акций «КП». Задача у них оказалась общая – обеспечить анонимному ворью с умопомрачительными связями спокойное владение «добросовестно приобретённым» имуществом. Генеральный директор «КП» Кириллов «добросовестно» убит под пытками. Контрольный пакет акций после смерти генерального «прихватил» юрист предприятия Белозёров. На убийцу он не похож, просто имел доступ к документам. Говорят, в конце концов у него проснулась совесть, собрался было добровольно передать акции совету директоров. Но покаяться и обелить своё имя не успел – как неловкий мойщик окон «добросовестно» выпал с 16-го этажа. Зачистили? Вот и выходит – «иных уж нет, а те далече». Украденные акции тут же обрели новых хозяев, а уголовное дело было приостановлено, а затем и дважды прекращено. Очень интересно, что же за всемогущие злодеи скрываются за вывесками офшорных компаний? Как объявятся, мы их обязательно назовём. Люди, которые сейчас вошли в совет директоров, так или иначе связаны с электроэнергетикой. Стала видна чья-то знакомая рыжая шевелюра. Подождём.
А по факту гробится очередное, 42-е по счёту, высокотехнологичное предприятие отрасли, подкидывая работу спекулянтам рынка недвижимости, – они уже выстроились в полной боевой готовности.
– Я доложил Владимиру Владимировичу, надо что-то делать, защитить завод. Что готов поработать над спасением «Красного пролетария». Президент предложил подготовить решение проблемы.
Может быть, Владимиру Владимировичу удастся роль спасителя особо важного предприятия и он сможет подправить, так сказать, ситуацию? Сделать это будет совсем не просто. Так называемому премьеру Медведеву проблемы настоящей модернизации страны «по барабану». Он просто не понимает, что значит для нас высокотехнологичная промышленность. Не понимает и весь рабочий люд – что делает и чьё задание выполняет в Доме правительства группа лиц, горящая одним желанием: приватизировать как можно быстрее всё, что ещё осталось в стране неразграбленным и неуничтоженным.
Хочется напомнить и президенту Путину о его программе, изложенной в газетных статьях. Почему вы о ней забыли и отдали страну на откуп человеку, потерявшему остатки авторитета?