На Украине и в Польше стартовал Чемпионат Европы по футболу. Событие большое, не только спортивное, но и экономическое, общественное, и, разумеется, политическое. К тому же, самая популярная в мире игра и политика давно уже тесно переплетены между собой.. И происходящее вокруг нынешнего футбольного форума лишний раз это доказывает.
Вспомним для начала, когда принималось решение о проведении турнира на Украине и в Польше? Дело было в апреле 2007 года, когда обласканный европейскими политиками президент Ющенко сомнительным с точки зрения закона образом распустил Верховную Раду.
В тот момент заявка Италии объективно смотрелась куда предпочтительнее украинско-польской. Однако в итоге решение было принято. И тот факт, что Украина решила проводить турнир вместе с Польшей, а не с Россией, лишний раз показывало вектор геополитических устремлений её руководства.
В последние месяцы Украину хотели лишить права проведения футбольного праздника. И опять же не из-за объективной её неготовности к приёму такого количества гостей (что, увы, тоже отчеасти имеет место), а опять же из-за политики. В Евросоюзе не понравилось, что воспринимаемая там многими как проводник западного влияния бывший премьер Юлия Тимошенко была отправлена отбывать семилетний срок в Качановскую колонию Харькова.
Канцлер Германии Ангела Меркель, а также глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу дали понять, что не поедут на Украину из-за «дела Тимошенко». Иные европейские политики и вовсе призывали отобрать у украинцев футбольный праздник, пока «женщина с косой» не выйдет на свободу. Словом, Евро-2012 стал ареной не только футбольных, но и политических страстей. И даже когда команды выйдут на поля, политики наверняка продолжат использовать турнир в своих целях.
Если обратиться к истории Чемпионатов Европы, то найдётся масса примеров, когда футбол становился заложником политики. Первое такое соревнование для европейских сборных прошло в 1960 году, и его победителем единственный раз в истории стала команда Советского Союза. Но величайшему успеху отечественного футбола предшествовали дела, от спорта крайне далёкие.
Соперником советских футболистов по четвертьфиналу должна была стать Испания. В то время между двумя странами не было даже дипломатических отношений. В итоге испанский диктатор Франсиско Франко запретил игрокам своей команды ехать в Москву, и команде автоматически засчитали техническое поражение. Никита Хрущёв весьма афористично прокомментировал поступок Франко: "Это он с позиции правого защитника американского империализма забил гол в свои ворота".
Судьбе было угодно всё же свести советских и испанских футболистов в финале уже следующего Кубка Европы в 1964 году. Игра проходила в Испании, и советских футболистов туда пустили. Однако поражение идеологическому противнику в Москве не простили. Тренерский штаб во главе со знаменитым Константином Бесковым был разогнан. Хорошо еще, что только этим и ограничились...
Почти 30 лет Чемпионату Европы везло, и большая политика не стучалась в его двери. Но вечно так продолжаться не могло. На первенство 1992 года в Швеции пробились команды СССР и Югославии, но к моменту начала турнира оба государства перестали существовать. Футбольные чиновники думали, как выйти из создавшегося положения. В итоге первый и последний раз на турнир поехала сборная СНГ, не снискавшая особых лавров.
С Югославией вышло иначе. Уже к осени 1991 года команду покинули хорваты и словенцы, чьи республики провозгласили независимость. К лету 1992 года на постюгославском пространстве вовсю шла война. Никакого подобия СНГ в Югославии не было. В итоге её заменила занявшей второе место после неё в отборочной группе Дания. И случилось невероятное: датчане стали чемпионами Европы. Так политика помогла северянам.
Следующий турнир прошёл в 1996 году, а его жеребьёвка состоялась в 1993-м. К этому моменту карта Европы изменилась, ряды УЕФА пополнили 10 бывших республик Союза (причём сборная России стала правопреемницей команды СССР), Чехия и Словакия, Словения, Хорватия, Македония. Впервые отбор к первенству Европы проходил и Израиль, которого приняли в европейскую зону опять же по политическим причинам. Естественно, географически никиакого отношения к Европе Израиль не имел. Но и ограть с арабскими соседями от тоже не мог. В результате после длительной закулисной работы Израиль со спортивной точки зрения был признан европейской страной.
Союзной Республике Югославия (СРЮ) в составе Сербии и Черногории, а также Боснии и Герцеговине в праве участия в Евро-1996 отказали. Первая находилась под прессом международных санкций, которыми режиссировали США и страны НАТО, а во второй шла война, и не существовало никакого общепризнанного правительства. Так что свой первый отбор к первенству Европы сербы и боснийцы начали только в 1998 году. И опять не обошлось без приключений.
На отборочный турнире Евро-2000 пришлись натовский бомбардировки Югославии. Некоторые западные политики призывали исключить сборную страны, которую безжалостно бомбили в "гуманитарных целях", из турнира. Некоторые её матчи пришлось перенести, её соперники из Ирландии неудачно пытались сыграть гостевую встречу не в Белграде, а на нейтральном поле. А на игре Югославия – Хорватия летом 1999 года в сербской столице трибуны скандировали: «Уходи, Милошевич». Кричать такое да при непримиримых противниках…
Постсоветское пространство политических разборок в ходе отборочных турниров Чемпионатов Европы до поры до времени избегало. Лишь осенью 1999 года группа националистически настроенных украинских политиков хотела перенести приснопамятный матч Россия – Украина на том основании, что в Москве незадолго до игры были взорваны два жилых дома. Дальше сотрясания воздуха дело не пошло, но политические трудности на просторах бывшего СССР всё же дали о себе знать.
Дело было в октябре 2002 года, когда в рамках отборочного цикла к Евро-2004 в Тбилиси встречались команды Грузии и России. Отношения между двумя странами были не на высоте ещё до прихода к власти Михаила Саакашвили. К тому моменту на грузинской территории окопались чеченские боевики, Эдуард Шеварднадзе откровенно с ними заигрывал. Проблема Южной Осетии и Абхазии уже стояла на повестке дня. Так что фон для футбола был неблагоприятный.
В результате игра превратилась в политическое представление. Сначала грузинские болельщики освистали российский гимн. Затем они растянули антироссийские лозунги, после чего на поле полетели посторонние предметы. Матч несколько раз прерывался, а в середине первого тайма на стадионе погас свет. Кое-как команды доиграли первый тайм, после чего встречу прервали. Пришлось назначать переигровку. Когда же российские футболисты ехали в аэропорт, их автобус забросали камнями.
Отборочный турнир к Евро-2008 был ознаменован тем, что в одной отборочной группе оказались команды Армении и Азербайджана. Во что могло превратиться их противостояние – остаётся только гадать. Нет никакой гарантии, что в Карабахе бы не началось новое масштабное кровопролитие. От греха подальше УЕФА решила отменить оба матча. Благо, ни те, ни другие на выход в финальную часть турнира не претендовали.
Когда же случилось так, что в полуфинал проходившего на полях Австрии и Швейцарии турнира вышли Россия и Турция, их успех своеобразно прокомментировал погибший несколько месяцев спустя австрийский ультраправый политик Йорг Хайдер. «Не понимаю, какое отношение эти страны имеют к Европе… Для меня европейское первенство практически закончено», - сказал он. Своё неприятие России и Турции (особенно к последней) политик перенёс и на футбол.
Когда отборочный цикл Евро-2012 только начинался, руководство УЕФА заранее подстраховалось на случай политических неурядиц. Так, было решено, что Россия и Грузия, Армения и Азербайджан ни при каких условиях не попадут в одну группу. Однако политика всё равно настигла Чемпионат Европы. Просто на сей раз это были страсти вокруг судьбы Юлии Тимошенко. Что поделать: футбол и политика всегда шли бок о бок.
И это касается не только Чемпионатов Европы. Первенства мира, олимпийские футбольные турниры изобиловали политическими страстями не меньше. Да и на клубный уровень политика нет-нет да и проберётся. А для некоторых деятелей путёвкой в политику стал футбол. Вспомним хотя бы Сильвио Берлускони...
Так что ждём Евро-2012 на полях Украины и Польши. И он наверняка подарит пищу не только для футбольных аналитиков, но и для политиков, политологов и политических журналистов всей Европы. Да и не только Европы.