Республика Словения и Российская Федерация готовятся отметить двадцатую годовщину установления дипломатических отношений между нашими странами.
Россию и Словению связывают традиционно крепкие узы сотрудничества не только в политике и экономике, но и культуре. В качестве кульминации юбилейных торжеств Республика Словения представляет в Москве наиболее известные имена, объединяющие высокое искусство наших стран.
В преддверии этого юбилея 24 мая 2012 года в 19.00 в Концертном зале им. П.И. Чайковского впервые в России состоится большой гала-концерт «Славянская душа» ведущей вокалистки европейской симфонической эстрады Манцы Измайловой и виртуоза-скрипача Беньямина Измайлова в сопровождении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки и при участии академической капеллы им. А.А.Юрлова.
Гала-концерт проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Посольства Республики Словения в РФ, ТПП РФ и Делового совета по сотрудничеству со Словенией, ТПП Словении, Словенско-русского клуба предпринимателей, под патронатом Министерства иностранных дел РФ.
Музыкальный проект «Славянская душа» уже заслужил мировую известность. Его уникальность - в современных аранжировках произведений разных музыкальных жанров (классика, народная музыка, песни и романсы), объединяющих в единое целое музыкальную культуру славянских народов.
МАНЦА ПРИЕЗЖАЕТ!
(Известная словенская оперная певица Манца Измайлова выступает в Москве)
Сначала был альбом «Славянская душа». Диск я получил от маэстро Скрипки Сергея Ивановича, почти легендарного уже дирижера Государственного симфонического оркестра кинематографии, с участием которого этот альбом и записывался в пару лет назад. Он сказал: «Манцу надо слушать – это праздник».
Послушал. Незнакомый голос на диске. Дивный. Мягкий. Бархатный. Проникновенный. Манца Измайлова, певица из Словении, пела на русском, на словенском, польском - все сплошь славянские произведения, и классика, и современность...
Потом слышал ее пару раз «вживую», на нескольких абонементных концертах московской филармонии. Сегодня Манца Измайлова - величина мирового масштаба; дала уже более 700 концертов на четырех континентах, несколько раз участвовала в концертных программах в Москве. А 24 мая у нее большой, сольный концерт в зале Чайковского Московской филармонии; совместно с известным словенским скрипачом, композитором и аранжировщиком, мужем и одновременно ее продюсером - Беньямином Измайловым. Гала-концерт называется – внимание! – «Славянская душа».
- Снова Москва? – спросил я.
Манца ответила: «Да, снова, и я очень этому рада. Москва и для Беньямина, и для меня – знаковое место; на каждом очередном круге нашей жизни она многое для нас значит, многое определяет. Мы оба учились в Москве, здесь и познакомились; здесь у нас много друзей. Я провела в Москве несколько очень хороших лет своей жизни, когда училась по классу оперного вокала в академическом колледже при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Тогда же победила в Москве на конкурсе «Споемте, друзья», посвященном памяти Соловьева-Седого – это было единственный раз, так уж получилось: я не участвую в конкурсах. Пахмутова сказала мне несколько добрых слов…».
Манца поскромничала. На самом деле композитор Александра Пахмутова, услышав голос и исполнение Манцы Измайловой, участвовавшей в том конкурсе, сказала очень весомо и конкретно: такой талант встречается несколько раз в жизни поколения.
До Москвы Манца Измайлова обучалась оперному вокалу в Вене и Любляне. Закончила также знаменитую академию театрального искусства Маунтвью в Лондоне; там среди ее преподавателей, помимо выдающихся артистов мюзиклов, были также актеры мировой известности - Кевин Спейси, Джуди Денч и другие.
- И опера, и мюзикл? Знаете, Пушкин когда-то написал: «В одну повозку впрячь не можно коня и трепетную лань»…
- Я полагаю, в приложении к тому, чем я занимаюсь, это означает одно: не можно смешивать талантливое и бесталанное, вкус и безвкусицу... Есть хорошая музыка и есть плохая музыка, и это, действительно, несоединимо. Вот и все. Я же очень люблю разную музыку: от классической камерной и оперной до джазовой, хорошей эстрадной, а потому предпочитаю не делить ее на жанры. Пою то, что соответствует моему внутреннему миру. Подбираю песни, богатые эмоциями, лирикой, драматизмом. А такие произведения могут быть и в жанре мюзикла, а уж тем более они есть в классической музыке. Но есть еще и хорошая, качественная эстрада, и чудесная музыка кино.
Очень важное место в моем репертуаре занимает русская музыка. Я обожаю русские романсы, песни советской эстрады, особенно песни военных лет. Всегда включаю русские произведения в свою программу во время европейских туров и всегда исполняю их на моих концертах в Словении и, естественно, на всех русско-словенских мероприятиях, на которых бываю. Первой в Европе я исполнила на русском песню «Дорогой длинною» - на английском ее исполняли и другие, а на русском впервые именно я. Я абсолютно убеждена, что эту песню можно петь только на языке страны, где она родилась. Иначе просто не передашь глубину, эмоциональный накал, все оттенки произведения. С этой песней мне всегда удавалось завоевать любую аудиторию в любой стране.
- Вы ее исполняете и в «Славянской душе». Можно подробнее об этом уникальном и удачном проекте? Сначала ведь был альбом?
- Именно так. Этот проект мы с Беньямином придумали вместе; специально придумали, чтобы показать славянское музыкальное богатство. Почему нашу славянскую классику исполняют в мире, даже неплохо знают ее, а кроме этого как будто бы и нет ничего, будто бы не создали мы, славяне, свой огромный музыкальный оригинальный красочный мир? Вот так и появился проект, пожалуй, единственный в своем роде в мире – он включает музыку и песни славянских народов. Записали диск в зале Чайковского в Москве в 2006 году. Мы в рамках проекта сознательно шли на соединение разных стилей. Сделали ставку на симбиоз классического стиля оркестровки с элементами композиторского подхода, характерного для кинокомпозиций; вокальное исполнение – и в классической манере, и с примесью стилистики, характерной для мюзиклов. Песни очень разные, от классики («Миньон» Чайковского) до популярных шлягеров, народных песен и музыки из фильмов; все они объединены великолепными аранжировками.
Вообще-то изначально идея имела скорее просветительский, нежели коммерческий характер. Но когда альбом начал продаваться в Словении, первый тираж, даже без особой какой-то рекламы, раскупили очень быстро. Через год диск стал в Словении «платиновым» - так пошли продажи. Он неплохо до сих пор продается и в других странах. (Кстати, «платиновым» стал и другой альбом, тоже записанный с оркестром Скрипки - «Словенское сердце»; этот проект появился как своеобразное продолжение «Славянской души». Между прочим, он был выбран словенским правительством в качестве официального подарка Словенской республики в рамках дипломатического протокола во время председательства Словении в Европейском союзе).
Ну, а «Славянская душа» продолжает свою жизнь, и нам как бы даже приходится приспосабливаться к ее требованиям. В мае 2008 года мы с Беньямином открывали ею Четвертый международный фестиваль славянской культуры в Екатерининском дворце в Москве с академическим симфоническим оркестром под руководством Павла Когана. За укрепление межкультурных связей российская православная церковь наградила нас тогда орденом Кирилла и Мефодия. Потом с аншлагом прошли 2 масштабных и успешных концера в Любляне в самом престижном зале Словении – большом зале Цанкарьевого дома в марте 2010 с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под руководством Сергея Скрипки, а в 2012 - на самой значимой площадке бывшей Югославии:, в зале Сава-центра в Белграде. Были другие концерты, и все успешные.
В этом мае «Славянская душа» раскроется, наконец, московской публике в Концертном зале Чайковского, и я этому бесконечно рада. А потом, как у вас говорится, «далее везде» - будет Париж, Страсбург, Вена, Загреб, Мюнхен… В Москве, кроме Государственного симфонического оркестра кинематографии, к нам присоединится Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова. Концерт приурочен к двадцатилетней годовщине установления дипломатических отношений между Россией и Словенией и Дням славянской письменности и культуры. Ну, а для нас, кроме прочего, это еще дополнительная радость - снова выступить в Москве, к которой мы с Беньямином действительно привязаны всем сердцем.
- Вы здесь и поженились?
- Нет. Свадьба была дома, в Словении. А вот предложение он мне сделал, действительно, в Москве.
- В России есть проблема все меньшей доступности культуры.. Билеты дороги; в районные центры и тем более в села не заглядывают в отличие от советских времен, когда это было правилом, хорошие артисты. На подмостках, по телевизору и радио предлагается дешевая попсовая жвачка. Нет полноценной культурной политики. У вас тоже так?
- Похоже. Правда, я считаю, что тут виноваты еще и мы сами, наша нынешняя жизнь - очень уж суетливая, вся в погоне за деньгами и благами. Люди устают, все меньше хотят думать и задумываться, им нужно развлечение, отдых, и не больше. Конечно, мне это не по душе. Культура не может быть только для элиты. И все же мне кажется, что люди начнут, уже понемногу начинают ценить в своей жизни еще и красоту, какие-то нематериальные, но важные для души вещи, ту же хорошую музыку. Что же касается государства, на помощь которого пока особо рассчитывать нельзя, то оно тоже просто вынуждено будет отреагировать на новые потребности общества, когда эти потребности проявятся в полную силу.
- Что еще вас интересует, кроме музыки, пения? Должны же быть увлечения какие-то….
- Безусловно. Меня вообще-то интересует искусство как таковое во многих своих проявлениях. Люблю живопись. Люблю старые фотографии – выхваченные и запечатленные кусочки бывшей когда-то жизни. Очень, кстати, интересует мода. В Лондоне, во время учебы, по этой причине в свободное время подрабатывала в итальянском модном бутике. Есть у меня такая слабость; люблю также советы давать друзьям в вопросах моды… Что же касается совсем уж свободного времени, то есть времени отпускного, то тут мы с Беньямином совсем-совсем не оригинальны: любим погреться на солнышке, любим ходить по музеям, по старым городам.
- Беньямин говорил, что вы пробовали себя в качестве театрального режиссера…
- Был такой грех, пробовала, и даже не без успеха. Я, напомню, училась в академии театрального искусства Маунтвью в Лондоне; там и режиссуру изучала. У меня сложилось свое представление о том, как нужно ставить мюзиклы; я сделала постановку одного мюзикла (сыграли в Словении более пятидесяти раз) и одной танцевальной комедии – она даже победила в государственном конкурсе. Сама делала перевод текстов. Учила актеров, как петь. Все это было мне очень интересно, я переносила этот интерес на людей, с которыми работала, у нас, наверное, поэтому все и получалось, отсюда и успех. Но это требует очень много энергии и времени, дня не хватает, нужно обязательно быть лидером, решать бесконечное количество вопросов. Я поняла окончательно, что для меня на первом месте - музыка, остальное вторично! Поэтому последние лет восемь я только ею занимаюсь - и буду заниматься, сколько бы ни было других очень интересных вещей вокруг. Музыка важнее и интереснее. Я только о ней и думаю.
- Когда вы начали петь «для других»?
- В средней школе. Увлекалась по очереди поп-музыкой, джазом… Лет в пятнадцать победила в музыкальном конкурсе. А по-настоящему поняла, что я должна петь, в Лондоне. Когда из более 2000 претендентов, пришедших на прослушивание, выбрали именно меня, я и сама поверила, что это мое призвание.
- Вы поете на разных языках. Почему?
- Потому что, если знаешь язык, на котором песня была написана, то на этом языке ее и надо исполнять – это ближе всего к авторскому замыслу. Так я считаю. Мне повезло: моя мама с раннего детства приучила меня к изучению иностранных языков. К восемнадцати годам я знала шесть языков. Сегодня пою на двадцати, но, конечно не владею всеми двадцатью.
- Не возникает ли между вами и вашим мужем некоторой профессиональной ревности?
- Нет и не может возникнуть. Я – певица, он – известный в Словении и Европе скрипач, композитор, аранжировщик. Мы не конкуренты, мы вместе работаем, в музыке идем параллельно. Без него «Славянской души», «Словенского сердца» не было бы: я –пою, остальное – на нем. Еще когда мы учились в Москве, выступали на вечеринках и вечерах, в посольстве; он придумал этот ход: он – аранжировщик, скрипач, я – вокал. Нам было интересно, слушателям нравилось… Так и пошло, стали вместе работать. . Беньямин сейчас готовит свой первый альбом: там будет и его музыка, и обработка… У него есть мастер-класс «Летняя музыкальная академия»; пользуясь связями, знакомствами, авторитетом собирает в словенском городе Радовлица и Блед ежегодно летом на две недели высочайшего класса профессионалов, тех, кто практически не преподает и, значит, не передает свое искусство, и они учат полмесяца молодых… Сейчас он носится с любопытной идеей. Подавляющее большинство людей все же музыку слушают в машине, дома, в дороге. Он хочет записать музыку, которая была бы по качеству звучания восприятия приближена к тому, что человек слышит в концертном зале. Это сложнейшая задача для исполнителей; это очень сложно технологически. Но Беньямин сделает, добьется.
Я задал тот же вопрос Беньямину. Он рассмеялся: «Глупо нам меряться славой. Каждый из нас проходит свою часть пути, чтобы была настоящая музыка и был праздник для тех, кто нас слушает. Вот это и есть идея, над которой стоит работать».
… Послушаем, убедимся...