Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие значительное увеличение штрафов за нарушения в ходе организации и проведении митингов, стали предметом весьма бурного обсуждения. Три оппозиционные фракции в Госдуме - КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" - пообещали покинуть зал заседаний в случае рассмотрения законопроекта.
Но это дело минувшее. Ведь первоначально, напомним, предполагалось рассмотреть поправки в закон 18 мая. Однако затем было решено, что этот вопрос депутаты рассмотрят во вторник, 22-го. И судя по заявлению спикера Госдумы Сергея Нарышкина, на этот раз переносить рассмотрение поправок уже не будут.
Вполне вероятно, что ни о каких полуторамиллионных штрафах речи больше не пойдет. Глава фракции "Единой России" в Госдуме Андрей Воробьев ранее заявил о том, что единороссы считают принципиально важным законопроект, который ужесточает ответственность за противоправные действия в ходе массовых акций. При этом в партии согласны с необходимостью снизить верхнюю планку обсуждаемых штрафов.
В ходе дискуссий по тем или иным вопросам в нашей стране часто принято апеллировать к зарубежному опыту. И вот как раз в плане регулирования разного рода публичных мероприятий, политических в том числе, зарубежный опыт необычайно разнообразен.
Для примера возьмем страны с наиболее устоявшимися демократическими традициями - США, Великобританию, Францию.
В США порядок организации и проведения публичных мероприятий является сферой компетенции властей штатов и местного уровня. В некоторых из них устанавливаются так называемые "зоны тишины" (как правило, возле правительственных кварталов, административных зданий и так далее).
В случае отсутствия разрешения или нарушения одного из его положений местные власти вправе пресечь мероприятие - если потребуется, то и с применением спецсредств - и задержать его участников.
Обжалование правомерности действий властей также регламентировано четкими процедурами. Это могут сделать наблюдатели из Национальной гильдии юристов, которые могут быть приглашены организаторами акции.
Очень сильно не поздоровится тому, кто появится на публичном мероприятии с оружием или предметами, которые могут использоваться как оружие. Таковым грозит до 10 лет лишения свободы.
В том случае, если участники акции мешают проходу людей или проезду автомобилей, то по американским законам их могут оштрафовать на сумму до трех тысяч долларов.
В Великобритании проведение массовых публичных мероприятий регулируется законом об охране общественного порядка (Public Order Act). Согласно ему, если мероприятие проводится без передвижения по улицам, то полиция не может запретить его проведение. Органы правопорядка могут только ставить организаторам определенные условия в целях предотвращения насилия, если число участников акции превышает 20 человек.
Иное дело, если акция несанкционирована или запрещена, и к тому же ее участники мешают пешеходам или проезду общественного транспорта. Здесь полиция может применять любые меры к их прекращению. Нарушителям же грозит до 400 фунтов стерлингов штрафа и ограничения на проведение новых акций.
В Public Order Act содержатся также определения "массовых беспорядков" (12 и более человек) и "насильственных беспорядков" (трое и более человек). За участие в первых можно получить до 10 лет тюрьмы, во вторых - до пяти лет заключения до до двух тысяч фунтов стерлингов штрафа.
Во Франции уведомление о проведении массовой акции может быть подано не менее чем за три дня до ее проведения, но не более чем за 15 дней. При этом префект полиции (или мэр города) может запретить любое мероприятие, угрожающее, по его мнению, государству. Если же префект полиции или мэр не завизировали уведомление, что митинг или шествие будут представлять собой "сборище", в отношении которого полиция вправе действовать по своему усмотрению.
Во французском уголовном кодексе содержится следующее определение "сборища": "Сборищем является любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественно месте, способное нарушить общественный порядок". Оно может быть рассеяно после двух предупреждений уполномоченного на то должностного лица (префекта полиции, супрефекта, мэра и т.д.).
Умышленное продолжение участия в сборище после требований разойтись грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом. И до семи лет заключения предусматривается для участников "вооруженного сборища" - в том случае, если был достигнут "результат" (это понятие не конкретизируется). Причем вся акция считается "вооруженным сборищем", если ее участники знают о присутствии в их рядах вооруженного человека, но не предпринимают никаких мер к его изгнанию.
Подобные же - а подчас и еще более жесткие ограничения - присутствуют в законодательстве ФРГ, Италии, Испании, Японии, Турции, других стран, которые называют демократическими. В некоторых случаях формулировки законов достаточно расплывчатые. Но в любом случае, ответственность за нарушения установленного законом порядка проведения публичного мероприятия установлена достаточно серьезная. Ныне действующее российское законодательство на этом фоне выглядит более чем либерально.
В нашем случае ответственность за проведение вышеописанных акций минимальна. Собственно, ее как бы и нет. И если не впадать в крайности, говорить об этом, вне всякого сомнения, следует.
Общество должно уметь себя защищать. И речь в данном случае совсем не обязательно идет об оппозиции.