Медведевская гуманизация системы наказаний 68 статьи УК РФ, отменившая низшие пределы санкций, только осложнила социальную обстановку, пришли к выводу эксперты Минюста, занимавшиеся мониторингом правоприменения.
Выводы сделаны на основе анализа судебной статистики за 2010 и 2011 гг., а также по итогам опроса заместителей и председателей верховных и областных судов 87 регионов, уточняют авторы итогового доклада завершившейся в Петербурге конференции.
По замыслу авторов закона, готовившегося Минюстом по поручению бывшего президента Дмитрия Медведева, устранение нижних пределов наказания в виде лишения свободы, ареста и исправительных работ по двум третям статей УК должны были обеспечить дифференциализацию наказания и способствовать дальнейшей либерализации уголовного права.
Однако теперь суды практически не пересматривают приговоры, что приводит к массовому разочарованию осужденных. ИМ добавилась другая работа: закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу, и теперь суды завалены заявлениями о пересмотре дел.
«Законопроект принимался с благими намерениями, но иногда случается так, что суды не готовы к новой практике», - цитируют участника конференции члена комитета Госдумы по законодательству Рафаэля Марданшина «Ведомости».
Само судейское сообщество должно было бы предложить решения, как ускорить процесс пересмотра таких дел, а Верховный суд может обобщить практику и дать необходимые толкования, считает он.
Формально судьи получили возможность действовать по собственному усмотрению, но реального выбора у них нет, подтвердил изданию председатель Пушкинского суда Петербурга Ярослав Жолобов.
Так, например, практически невозможно применять исправительные работы как альтернативу лишению свободы: мало кто принимает на такие работы и мало кого туда можно отправить, большинство осужденных — носители ВИЧ, дифтерии, туберкулеза.