Шестого мая 1986 года средства массовой информации Советского Союза объявили трагическую новость десятидневной давности: 26 апреля на Чернобыльской атомной электростанции произошла авария.
К этому времени, несмотря на просачивающиеся слухи, в Киеве, который находится всего в 110 км от места катастрофы, состоялась первомайская демонстрация, а под белорусским Гомелем посадили картошку. До сих пор не сосчитаны жертвы трагедии, которых можно было бы избежать, если бы не позорное молчание властей.
Итак, что же случилось 26 апреля в крошечном городе на речке Припяти? В 1:23:59 в ходе проведения проектного испытания турбогенератора № 8 на энергоблоке № 4 произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока, кровля машинного зала частично обрушились. Возникло более 30 очагов пожара, которые удалось потушить к половине шестого утра. Однако к вечеру пожар разгорелся вновь с такой силой, что его даже не пытались тушить штатными средствами. Работали только вертолеты.
В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду, по различным оценкам, до 14·1018 Бк, что составляет примерно 380 миллионов кюри радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, иода-131, цезия-134, цезия-137, стронция-90. Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб только один человек, ещё один скончался утром от полученных травм. 27 апреля 104 пострадавших эвакуированы в московскую больницу №6. Позже у 134 сотрудников ЧАЭС, членов пожарных и спасательных команд развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.
Для ликвидации последствий аварии распоряжением Совета Министров СССР была создана правительственная комиссия, председателем которой был назначен заместитель председателя Совета министров СССР Борис Щербина. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000. В первые дни основные усилия были направлены на снижение радиоактивных выбросов из разрушенного реактора и предотвращение ещё более серьёзных последствий.
Однако в Киеве, Белоруссии, на Балтике, в сторону которой дул радиоактивный ветер, первые десять дней после аварии люди блаженно подставляли лица под нежные, но смертельные лучи майского солнца. И если мир худо-бедно помнит о ликвидаторах одной из самых страшных техногенных катастроф, то имен жертв позорного десятидневного молчания властей никто уже не узнает никогда.
***
В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены сотни мелких населённых пунктов, около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.
Авария оценена по 7 уровню шкалы INES.