Победить в Великой Отечественной 67 лет назад наш народ сумел благодаря тому, что любил свою землю, верил другу, надеялся на себя. К тому же потомки богатырей и витязей просто не могли уступить врагу-захватчику. Ведь если в любой другой стране наберётся от силы с десяток героических мифологических персонажей, то у нас – благородных, решительных, смелых, отважных русских, карельских, татарских, украинских, адыгских, чеченских богатырей не перечесть.
Азиатская Илиада
Точно не известно, но вполне вероятно, что само слово «богатырь» заимствовано из языков алтайской семьи, на которых веками слагали легенды о багатурах, бахадирах, багадурах, батурах, батырах, баторах и баатарах.
Бурятский героический эпос «Гэсэр» образно называют «Илиадой Центральной Азии». Согласно ему, небожитель Бухэ-Бэлигтэ спустился на землю в образе Гэсэра, чтобы истребить зло, уничтожить звериный закон пожирания сильными слабых. Бурятский народный герой – охотник, зверолов, скотовод – отличается исполинской силой и самоотверженной храбростью.
Воспитанные на столь достойном примере, буряты сражались на всех фронтах Великой Отечественной – от Баренцева до Чёрного моря. Представители этого этноса были и среди многонационального гарнизона легендарной Брестской крепости. В песне, сложенной самими защитниками, есть такие слова:
Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.
Имя легендарного бурятского снайпера Героя Советского Союза Жамбыла Тулаева, уничтожившего 313 фашистов, гремело по всему Северо-Западному фронту. Под его руководством была создана школа снайперов.
Сыны степей
«Калмыки, потомки Джангара, никогда не отступают!» – воскликнул, истекая кровью, сержант Эрдни Деликов. Герой Советского Союза из противотанкового ружья уничтожил один за другим три вражеских броневика. Однополчане вспоминали, что почти в каждой землянке в частях, где служили калмыки, можно было встретить экземпляр народного эпоса «Джангар» на калмыцком или русском языке. Это героическое сказание повествует о цветущей стране вечной молодости и бессмертия Бумбе и её главе, защитнике и богатыре Джангаре.
Взобравшись на вершину горы,
Взглядом холодным окинул нойон
Землю со всех четырёх Сторон:
Среди золотых горных громад
Засверкала башня Барвад.
Заволновался красивый табун,
Сорокатысячный сивый табун.
Через истоки множества рек
Переправился Джангар потом.
Песни «Джангариады» хранят в себе всё, что дорого сердцу калмыка. Свободолюбие у наших степных сограждан в крови. Вдохновляемые образом эпического земляка праправнуки воинственных ойратов ни отступать, ни проигрывать не могли.
Заполярная кавалерия
«Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё», – призывает ненецкая пословица. Олень для ненца – символ жизни. Гордый богатырь с ветвистыми рогами, воспетый в древнем самодийском эпосе, терпеливый трудяга, без которого Север – не Север, тундра – не тундра, а ненец – не ненец. Даже в древней молитве ненецких родов к Верховному Божеству есть слова: «Великий Нум, пусть всегда находится рядом с нашими потомками твой священный олень – отец всех оленей!» Ненцы знают, что олень всегда найдёт дорогу домой. Поэтому пастух, заплутавший в тумане или пурге, отдаёт себя во власть пелея – старого вожака. И он, ведомый внутренним чутьём, обязательно привезёт оленевода в чум. Народ слагает истории об оленьей верности и мужестве.
В 1942 году на Карельский фронт были призваны шестьсот каюров из Ненецкого национального округа. На фронт отправилась целая оленная армия из семи тысяч оленей. Для них срочно изготовлялись упряжь и нарты. Переходы происходили в тяжелейших условиях на пятидесятиградусном морозе. Чумы, печки, продукты и одежду приходилось везти с собой.
Появление оленьих упряжек на передовой никого не оставляло равнодушным. Погонщики в высоких островерхих шапках и меховых малицах, длинные высокие нарты, запряжённые в них величественные животные. Олени подвозили на передовую орудия, боеприпасы, увозили в тыл раненых. Рогатые воины участвовали даже в разведоперациях. Ветеран 31-й бригады Иван Филатов вспоминал: «Если нам нужно было незаметно пробраться в тыл врага, надевали маскхалаты, цеплялись за оленя, и он бежал по снегу. Оленя видно, а нас – нет. Так нередко с группой военных оленей мы быстро меняли место дислокации и перевозили свои тяжёлые зачехлённые пулемёты. Первое время немцы наши оленно-транспортные эшелоны не воспринимали всерьёз. А потом смекнули, что здесь, в Заполярье, олень – это главный транспорт. Когда фашисты поняли, что олени на войне – это тоже бойцы, начали их расстреливать». Масштабная операция по освобождению Карелии и Мурманской области в 1944 году проводилась при максимальном использовании оленной армии. Десять оленеводов вернулись на свою малую родину со знаками высшей солдатской доблести – орденами Славы.
Линия духовной обороны
Русские былины, украинские думы, эстонский эпос «Калевипоэг», грузинский «Амираниани», узбекский «Алпамыш», армянский «Давид Сасунский», киргизский героический эпос «Манас», туркменский «Гер-Оглы», якутский олонхо о Нюргун Боотуре, башкирские кубаиры об Урал-батыре, эвенкийские сказания о храбром Содани-богатыре и всесильном богатыре Дэвэлчэне – веками формировали идеалы поведения нашего многонационального народа: мужество, бесстрашие, силу, благородство, способность пожертвовать собой во имя других, во имя свободы и независимости своей Родины.