Аргументы Недели → Общество № 17(309) от 04.05.2012

Нам поможет Поднебесная!

, 20:09

Приморье – край многонациональный. В нём проживают представители 154 народов. Власти региона неоднократно рапортовали: этнических проблем на Дальнем Востоке нет и не будет. Однако в последнее время с восточных территорий всё чаще приходит информация о межнациональных проблемах. О причинах возникновения напряжённости «НА» поговорил с председателем Приморской региональной общественной организации «Миграция» Сергеем ПУШКАРЁВЫМ.

-Сергей Григорьевич, как оцениваете этническую и миграционную ситуации в родном регионе?

– Коренное население уезжает. Приморье покидают молодые, социально активные люди, которые ищут лучшей жизни либо за Уралом, либо за рубежом. Их заменяют трудовые мигранты. Идёт вымывание человеческого капитала, с заменой его на дешёвую рабочую силу. Качество кадров оставляет желать лучшего: большинство без образования и рабочих специальностей – выходцы из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Раньше приезжих из этих стран в регионе было мало, поэтому национально-культурные организации, которые могли бы им помочь адаптироваться, только сформировались и достаточного опыта по работе со своими соотечественниками не имеют. В результате, оставаясь один на один с обществом, которое им незнакомо, рабочие попадают под влияние криминальных групп. Зачастую не по своей вине они оказываются в положении, когда не то что нормальную работу найти не могут, но даже не в состоянии заработать денег на обратный билет. Таких неприкаянных трудно посчитать, потому что они не идут на контакт с официальными органами. По нашим данным, речь идёт о тридцати тысячах человек. Это беспокоит людей, которые болеют за судьбу своего края.

– Что именно их беспокоит?

– При накоплении определённого количества маргиналов, по закону философии, количество перейдёт в качество. А количество накапливается неуклонно: многие приезжают с семьями, рожают здесь детей. Например, в 2011 году только по одному роддому во Владивостоке было зарегистрировано 83 родивших иностранки из стран СНГ без страхового полиса и 5 – без паспорта и без полиса. Две иностранных гражданки оставили своих детей в роддоме. Пока мигранты занимают низшую ступень в обществе – метут улицы, убирают мусор, бродяжничают. Но настанет время, когда их дети подрастут и возмутятся: отчего мы должны только мести и убирать за кем-то? А ведь даже не все дети приезжих учатся в школах – такова позиция родителей. Соответственно растёт армия необразованных, обиженных на весь мир людей. У нас уже появились стаи подростков, которые рыскают по кладбищам, подбирая с могил всё, что оставляют родственники усопших. Зрелище не для слабонервных.

– Но ведь есть государственные миграционные и социальные программы, системы учёта иностранной рабочей силы…

– Безвизовый режим въезда, существующий между Россией и странами СНГ, приносит мигрантам больше вреда, чем пользы. С одной стороны, закон разрешил им въехать свободно, без визы и официального приглашения. С другой – этот же закон определил, что въехавшего человека на миграционный учёт должны поставить те, кто приглашал. А их у него как раз и нет. Тут возникают полулегальные посредники, которые ставят на учёт за деньги. Дальше – сам идёт искать работодателя, который его совсем не ждал и видеть не рад, а может, и рад, но взять на работу не может из-за отсутствия квоты на зарубежную рабочую силу. А время идёт… По миграционной карте приезжий может пребывать на территории РФ не более 90 суток. Мало кто летит самолётом, большинство въезжают через границу с Казахстаном. Пока добираются до нас, уже больше месяца проходит. Пока за месяц записался на приём в миграционную службу, пока собрал все документы, пока подал – его три месяца кончились, а вместе с ними и квота на выдачу разрешений на работу. Он становится нелегалом и уходит в тень. В лучшем случае (если успеет при тех очередях, которые существуют в УФМС по ПК), покупает на месяц или три пропагандируемый сейчас во всех инстанциях патент на работу у физических лиц. Но у нас во Владивостоке нет такого количества людей, нуждающихся в услугах нянь, садовников, уборщиков и т.п. Да и строительство коттеджей в московском масштабе не ведётся. Работу он всё же находит, но не у физического лица. В основном – в управляющих компаниях, городских дорожных службах, садоводческих товариществах. Ни о каком оформлении трудовых отношений здесь и речи нет. Да и от налогообложения уходят огромные суммы. Кстати, на острове Русский больше половины рабочих – иностранцы. Значительная часть из них ввезена подрядчиками без оформления соответствующих разрешительных документов. И совершенно не ясно, позаботятся ли работодатели о доставке домой трудовых мигрантов после окончания строительства комплекса зданий Дальневосточного федерального университета.

– В чём вы видите решение этой проблемы?

– Во-первых, нужна система организованного отбора людей, в которой все участники соблюдают оговорённые заранее правила поведения. Государство на законодательном уровне определяет условия. А работодатель, с одной стороны, и работник или частное агентство занятости, представляющее его интересы, с другой, – эти условия неукоснительно соблюдают. Чтобы иностранец из того же Таджикистана или Узбекистана ехал сюда по приглашению конкретного работодателя. Во-вторых – уйти от госплановского метода формирования квот на два года вперёд и сделать эту систему максимально прозрачной. Вообще необходимо ввести экономически обоснованный порядок, а не ту милицейскую и арифметическую проформу, которая существует сейчас. Для граждан из ближнего зарубежья, въезжающих в Россию в безвизовом порядке, при наличии права на упрощённое приобретение патентов, квоту нужно отменить. Взамен расширить возможности трудоустройства по патентам у работодателя. Эта практика уже существует, хотя и незаконно. Необходимо увеличить стоимость патента, включив в его цену отчисления на медицинское страхование. Логично было бы, чтобы патент покупал не работник, а наниматель с последующим заказом требуемых специалистов в соответствующих кадровых агентствах. Всё это нужно обсуждать, а не принимать кулуарные решения и потом превозносить сомнительные успехи.

– Систему трудовых квот экономически обоснованной вы не считаете?

– На бумаге вроде как всё обоснованно. Когда работодателю отказывают в найме иностранной силы, это какими-то причинами объясняют. Но на деле… Был у нас случай на текстильной фабрике. Организация работала на китайском оборудовании с привлечением китайских технологов два года, а на третий им отказали в квоте. И предприятие, которое давало продукцию и создавало рабочие места, было вынуждено закрыться. Это разве правильно? Экономически обосновано? Зато какой-то отраслевой отдел в краевой администрации решил, что этой фабрике нецелесообразно привлекать иностранных специалистов: берите на работу наших. Хотя работодатель выполнил все условия: обращался на биржу труда, искал специалистов через центр занятости населения. Но наших работников просто нет.

– И в каких сферах существует дефицит работников-россиян?

– Если говорить о позитивном развитии края, о том, что Владивосток – центр экономического развития России в тихоокеанском регионе, то для выполнения этих программ надо ещё, как минимум, 120 тысяч иностранцев привлекать. Самый большой дефицит, естественно, в строительстве. Но кадры-то нужны квалифицированные! Сам Господь Бог подарил нам замечательного соседа – великую Поднебесную. Китайцы – отличные работники. Трудолюбивые, исполнительные. И сегодня, чтобы заполнить дополнительные рабочие места в крае, лучшего варианта не найти. А мы всё боимся мифической «жёлтой угрозы». Но ведь китайцы большого желания остаться в крае не испытывают. Когда у них заканчивается трудовой контракт, они уезжают на родину. Да и от нарушителей законодательства избавиться просто. Благо, граница рядом. И местное население их воспринимает нормально: привыкли за долгие годы соседства. Очень важно сейчас не потерять этот источник рабочей силы, как мы уже потеряли украинцев и молдаван, которые переметнулись в Евросоюз. Да и китайцы едут к нам работать с небольшой охотой. Уровень жизни у них повысился, и меньше чем за тысячу евро работать они уже не хотят. Узбекистан заключил соглашение с Республикой Корея об обмене кадрами. А кто же будет работать у нас? В настоящее время в мире разворачивается борьба за рабочую силу. И нам нужна цивилизованная система управления трудовыми ресурсами, а не спонтанные и непродуманные действия.

– Собственными силами край не справится?

– Конечно нет. Даже в благополучные советские времена не справлялись. Большой Владивосток в 50–60-е годы строился силами строительных отрядов из СССР. На всех перерабатывающих заводах были студенческие отряды. В сельском хозяйстве с ранней весны и до поздней осени работали горожане. Никогда не хватало у нас собственных кадров. Поэтому недостающий трудовой потенциал, особенно учитывая отъезд местного населения, должен возмещаться. И замена эта должна осуществляться адекватными людьми на цивилизованной основе.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram