Президентский совет разбегается
2 мая 2012, 17:51 [ «Аргументы Недели» ]
Совет по правам человека при президенте после инаугурации Владимира Путина покинут еще несколько правозащитников, среди которых политолог Дмитрий Орешкин и глава правозащитной организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
Дмитрий Орешкин рассказал РБК о причинах своего ухода. В первую очередь это низкая эффективность деятельности Совета. "Проблема в том, что, очевидно, коридор возможностей, в котором находятся действующий президент и Совет, таков, что можно помочь освободить Сергея Мохнаткина, но нельзя помочь освободить Михаила Ходорковского при полном понимании большого количества правовых нарушений, которые были в его втором деле. Нельзя реабилитировать Сергея Магнитского и наказать тех, кто довел его до смерти, хотя все члены Совета по результатам замечательного исследования, которое было проведено, убеждены были, что дело пахнет коррупцией очень сильно, - рассказал политолог. - Не получается им помочь. И получаться будет еще меньше, потому что избранный президент Владимир Путин, очевидно, реализует идеологию прямо противоположную той, которая начертана на знаменах Совета".
Большинство членов Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека представляют ту или иную неправительственную организацию. По словам Орешкина, сейчас в России наблюдается ситуация, когда неправительственные организации заменяются псевдонеправительственными, которые создаются на деньги правительства и действуют в интересах правительства, а не в интересах граждан. Независимые гранты считаются "приравненными чуть ли не к государственной измене", а государственные достаются только прогосударственным структурам. Продолжать работать в таких условиях политолог считает неправильным.
Однако главной причиной ухода из Совета он назвал высокий уровень фальсификаций на думских и президентских выборах. "Никогда прежде не было таких массированных фальсификаций, и никогда прежде они не играли такой ключевой роли. Потому что в 2008г., когда выбирали Д.Медведева, объем фальсификаций составлял 8-10 процентных пунктов, с чем можно примириться, потому что официальный результат был показан у Д.Медведева 72%. Долой 8-10 процентных пунктов будет 62-64% - все равно очевидное большинство, очевидная победа", - отметил политолог.
В этом году, по его информации, объем фальсификаций был на уровне 15-20% от итоговой цифры, поэтому результат Путина - около 50% вместо озвученных 63%. "Мне как человеку, который занимается такими подсчетами, странно было бы работать с президентом, легитимность которого, по меньшей мере, сомнительна, остается уйти по-хорошему", - заключил Орешкин.
На последнем заседании Совета 28 апреля Д.Орешкин собирался выступить с докладом о нарушениях избирательных прав граждан в ходе прошедших думских и президентских выборов, однако он был исключен из повестки. Формальной причиной был назван жесткий график президента Дмитрия Медведева.
"После инаугурации В.Путина я заканчиваю свою работу в качестве президентского советника, формально я остаюсь председателем Совета до тех пор, пока президент В.Путин не издаст указ о новом составе Совета. Он может его издать 8 мая", - заявил М.Федотов.
28 апреля о своем уходе из Совета заявила руководитель российского отделения Международной организации по противодействию коррупции Transparency International Russia Елена Панфилова.
В декабре прошлого года Совет при президенте по развитию институтов гражданского общества и правам человека покинули Светлана Сорокина и Ирина Ясина. Этим решением правозащитницы выразили протест против фальсификации итогов парламентских выборов.
Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе государства. Совет занимался изучением дела С.Магнитского, проводил независимую экспертизу "дела ЮКОСа", однако власти не изменили своих решений после их докладов. Президент рекомендовал Совету заниматься не только громкими резонансными делами.
В то же время Д.Медведев уже пригласил всех членов Совета к сотрудничеству в рамках "открытого правительства".