«Относительный процент надежности в атомной энергетике значительно выше»
29 апреля 2012, 15:12 [ «Аргументы Недели» ]
Недавно мир вспоминал очередную годовщину чернобыльской трагедии. Прошло почти 40 лет, и в атомной энергетике изменилось очень многое. АЭС стали гораздо безопасней, и аварии такого масштаба практически исключены. Если бы не землетрясение, то не было бы и Фукусимы. Кстати, одной из причин того, что тогда произошло в Чернобыле, некоторые специалисты тоже называют землетрясение. Специально для «АН» на вопрос «Может ли повторится ли Чернобыль?» отвечают…
Владимир Рубанов, член президиума совета по внешней и оборонной политике, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР:
«Надо считать и сопоставлять риски»
- Гарантий не может дать никто, потому что всегда существует некая вероятность комбинаций совершенно непонятных факторов. Но все знают такую поговорку: волков бояться – в лес не ходить. Если бы можно было прожить без энергетики, то, наверное, никто бы не рисковал. Добыча энергии всегда сопряжена с трудом, а труд – с риском. Когда шахтеры добывают уголь, то тоже, бывает, гибнут. Однако масштабы аварии на АЭС, конечно, гораздо значительнее, но ведь за все время, по сути дела, и была только одна такая трагедия. А вот аварии в других отраслях происходят чуть ли не каждый день. Поэтому если выводить какой-то относительный процент надежности, то в атомной энергетике он значительно выше, чем в других технических системах. К тому же, все это не от хорошей жизни. Если бы можно было обойтись без атомной энергии, то, естественно, обошлись. Так что нужно выбирать, где больше риск – в ядерной энергетике, где масштаб даже одной катастрофы очень большой, или продолжать делать то, чем мы сейчас занимаемся, и ожидать общего изменения климата на планете. Надо считать и сопоставлять риски, а не выбирать какой-то один, отвергая другие из-за опасности. Потому что опасно все.
Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН, бывший министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1991-1996):
«Я не уверен, что окончательно выяснены причины чернобыльской трагедии»
- Человеческий фактор – вещь ненадежная, поэтому я не уверен, что подобная авария больше никогда не повторится. Какие бы системы защиты не были, но все равно человек может ошибиться, и примеров этому – простор огромное количество! Так что нельзя исключать такую ошибку, которая тоже приведет к повторению катастрофы чернобыльского масштаба. Но строить атомные станции все равно можно, правда, глубоко под землей и в специально выбранных местах, и тогда даже если произойдет взрыв чернобыльского типа, то не будет и десятой доли тех последствий. Я не уверен, что окончательно выяснены причины чернобыльской трагедии, но совершенно убежден, что без человеческого фактора там не обошлось. Я знаю те концепции, согласно которым и другие факторы там имели место, но как бы ни трактовались эти трагические события, все равно это – стечение обстоятельств, одним из которых был именно человеческий фактор. Поэтому надо избегать таких технических систем, аварии на которых могут иметь столь серьезные последствия.